Основные принципы джапы
Нама-апарадха, нама-абхас, шуддха-нама
Когда нама-абхас проявлен в полной мере, все грехи и анартхи (ненужные желания в сердце) рассеиваются, и преданный воспевает чисто. Тогда шуддха-нама приводит преданного к высочайшему духовному успеху: любви к Кришне.
«Любой, кто хочет достичь наивысшего духовного успеха в чистом воспевании, должен обратиться к истинному духовному учителю и служить ему искренне и прилежно. Постепенно, когда все анартхи, ненужные желания в сердце, разрушатся, на языке преданного появляется и танцует трансцендентное имя Кришны. Преданный должен каждую минуту наслаждаться Святым именем, которое теперь имеет вкус нектара. В таком духовном опьянении преданный всегда испытывает желание танцевать. Когда Святое имя танцует, преданный тоже танцует, и в этот момент восторг любви к Богу также входит, танцуя, в сердце преданного. Весь мир падает к его ногам, и майа убегает».
«Господь Кришна – всемогущее духовное солнце, Он и Его имя неотличны друг от друга. Таким образом, Святое имя подобно всесильному, сияющему солнцу, рассеивающему тьму майи, невежества. Чтобы пролить милость на обусловленные души, солнце Святого имени взошло на горизонте этого материального мира.
«Но иногда облака и туман заслоняют обзор, и тогда солнца не видно. Джива покрыта облаком анартх и туманом невежества. Облако и туман покрывают обзор дживы, чтобы она не могла видеть Святое имя, подобное солнцу. Солнце слишком велико для того, чтобы облако или туман могли покрыть его, но если зрение дживы затуманено, тогда солнце скрыто от нее.
«Стремление к вещам временным и нереальным, слабость сердца и ума, оскорбления порождают облако анартх, которое держит джив в постоянных страданиях. Асат-тришна (жажда иллюзий) указывает на привязанность к тому, что не связанно с Господом Кришной, или, другими словами, стремление к так называемым материальным достижениям. Хридайа-даурбалйам относится к склонностям сердца и ума, возникающим из состояния духовной слабости. А апарадха означает оскорбления. Этих трех анартх следует избегать, поскольку они образуют облако, скрывающее солнце Святого имени. Святое имя всегда само по себе совершенно, но нама-абхаса мешает дживе его увидеть.
«Пока джива непрочно утвердилась в знании самбандха-таттвы или в правильном понимании взаимоотношений между Богом, Его энергиями и дживой, она будет продолжать воспевать на стадии нама-абхасы. Принимая полное прибежище у истинного духовного учителя, джива становится специалистом в выполнении преданного служения под руководством своего гуру, вследствие чего облака и туман постепенно рассеиваются.
«Стадию нама-абхасы нельзя недооценивать, поскольку она дает дживе немало преимуществ и увеличивает ее благочестие. Воистину, нама-абхаса – одно из величайших достоинств дживы. Она приносит дживе больше удачи, чем религиозность, обеты, йога, жертвоприношения и так далее, вместе взятые. Теперь, благодаря воспеванию, она освобождается от всех грехов; таким образом, она освобождается от влияния Кали-юги. Вместо этого Кали становится доброжелательным слугой дживы, обеспечивающим безопасность и спокойствие. Бедствия, причиняемые демонами, призраками, злыми духами и неблагоприятным влиянием планет, становятся легко предотвратимыми. Даже если джива обречена попасть на адские планеты, она достигает освобождения; вся ее прарабдха-карма (греховные реакции на действия в прошлых жизнях, которые должны вступить в силу) нейтрализуется. Нама-абхаса дает больший результат, чем изучение всех Вед, посещение всех мест паломничества или выполнение всевозможных бескорыстных и благочестивых видов деятельности.
«Воспевание с верой, которое все еще не свободно от анартх, известно как шраддха-нама, как Ты сам объяснил, мой Господь. Элемент настоящей шраддхи (веры) отсутствует в четырех видах воспевания нама-абхаса, а воспевание санкета окрашено пренебрежением. Тем не менее, даже хела-намабхаса (воспевание с пренебрежением) дает человеку освобождение, что уж говорить о воспевании с верой. Воспевание с верой помогает человеку утвердиться на уровне самбандха-гьяны, что приводит к рати – влечению к Святому имени. Шраддха-нама очень легко и быстро очищает от анартх.
«Повторение Святого имени на стадии нама-абхасы может дать человеку все, за исключением премы. Когда анартхи исчезают, нама-абхаса превращается в наму или шуддха-наму, чистое имя. Чисто повторяя и следуя правилам садханы, в соответствии с наставлениями гуру, садху и шастр, человек медленно, но верно обретает кришна-прему – любовь к Богу. Но само по себе повторение на стадии нама-абхасы никогда не может дать кришна-прему.
«Я преклоняюсь перед этой удачливой душой, которая освободилась от совершения нама-апарадхи, оскорблений Святого имени, и достигла стадии нама-абхасы. Эта стадия нама-абхасы находится далеко за пределами знания и деятельности ради плодов. И если шраддха уходит корнями в рати, влечение к Святому имени, а также свободна от оскорблений, то постепенно это приведет к воспеванию чистого имени.
«Если тот, кто повторяет чхайа-нама-абхас, не осквернен атеистическими концепциями, то у него есть хорошие шансы. Он не знает о силе Святого имени, но природа Святого имени такова, что оно может вселить это знание в сердце воспевающего. Например, когда небо покрыто облаками, солнце может быть не видно, но как только облака рассеиваются, солнце начинает сиять вовсю. Воспевающий получает большое благо, принимая прибежище у истинного духовного учителя, и за короткое время способен обрести чистое имя и кришна-прему.
Цели
Изучать и применять в своей ежедневной джапе техники и подходы, которые позволят еще больше погрузиться в воспевание.
- Усилить свой вкус к воспеванию, чтобы джапа стала тем, что вы хотите делать, а не тем, что вам приходится делать.
- Получать более глубокий и основательный опыт воспевания Святого имени на постоянной основе.
- Начать больше ценить Святое имя и его принципиальную важность в практике бхакти.
- Ощутить, что «во всех четырнадцати мирах нет ничего, кроме Святого имени».
- Организовать свою жизнь и расставить свои приоритеты таким образом, чтобы это поддерживало хорошую джапу.
- Создать умонастроение (а, следовательно, и привычку), которое помогает постоянно улучшать свою джапу на протяжении всей жизни.
Относитесь к Святому имени как к Радхе и Кришне
- С материальной точки зрения непостижимо, что Бог и Его имя идентичны.
- Мы можем осознать эту истину, относясь к Святым именам как к Радхе и Кришне (и рассматривая их таким образом).
- Все виды плохого и оскорбительного воспевания проистекают из неправильного отношения и отсутствия почтения к Святым именам, как к Самим Радхе и Кришне.
- Прабхупада не совершал оскорблений имени Кришны, потому что он видел, что имя неотлично от Кришны, и, таким образом, выражал Ему почтение.
Целью является не количество, а качество
- Цель джапы – не в том, чтобы просто закончить наше запланированное количество кругов. Целью является повторение качественных кругов.
- Воспевая качественные круги, мы автоматически завершаем свое предписанное число кругов (и пробуждаем желание повторять еще больше).
Наличие вкуса – признак хорошей джапы
- Признаком хорошей джапы является то, что нам нравится воспевать.
- Признаком плохой джапы является отсутствие вкуса и борьба за завершение наших кругов.
- Отсутствие вкуса подкрепляется настроением: «Я должен воспевать», вместо более подходящего: «Я хочу воспевать, я начинаю воспевать, я люблю воспевать».
- Настроение «Я должен воспевать» посылает сообщение Кришне в форме Намы, что нам не нравится проводить с Ним время.
Когда вы воспеваете – воспевайте
- Самый основополагающий принцип для хорошей джапы (парибхаса-сутра джапы) – во время повторения «выключать» свою жизнь и не заниматься ничем, кроме воспевания.
- Воспевание – это поклонение Радхе и Кришне; поэтому, повторяя джапу, мы должны полностью присутствовать в Их мире.
- Чем больше мы сможем быть «здесь и сейчас» во время джапы, тем лучше будет наше повторение.
- Невнимательное воспевание является результатом того, что мы не проявляем почтения к джапе как к священным отношениям, которые заслуживают нашего полного внимания и присутствия, и поэтому перед повторением мы не совершаем санкалпу, т.е. не создаем намерение быть полностью погруженным в Святое имя.
- Не совершив такой санкалпы, мы ведем обреченную на провал битву с умом и часто заканчиваем тем, что просто повторяем «Джапу для галочки».
- Когда мы совершаем эту санкалпу, ум успокаивается.
Невнимательность. Куда направлено ваше внимание?
- Невнимательное повторение джапы является источником всех оскорблений.
- Все оскорбления – это способы отвлечься от Кришны.
- Склонность отвлекаться – это результат нашей вечной обусловленности, которая побуждает соперничать с Кришной и завидовать Ему.
Имя более милостиво, чем Кришна
- Мы воспеваем в знак признательности за доброту, любовь и милость Кришны к нам и того, как Святое имя олицетворяет эту любовь.
- Как наш отец, Кришна не может не любить нас. Он так сильно нас любит, что дает нам возможность достичь высочайшего совершенства в любви к Нему, повторяя Его имя.
Воспевание – это не просто процесс, это отношения
- Мы восстанавливаем нарушенные отношения с Кришной
- Когда мы повторяем, мы взываем к Кришне, прося: «Пожалуйста, прими меня! Пожалуйста, прими меня».
- Такое повторение напоминает нам, что однажды мы отвернулись от Кришны и у нас все еще есть эта склонность, отворачиваться от Него.
- Мы воспеваем Святое имя, раскаиваясь в том, что порвали отношения, и делаем это с молитвенным настроением и желанием восстановить эти отношения.
Воспевание – это служение
- Думайте не только о том: «Кто для меня Кришна?», но и: «Кто я для Кришны?»
- Воспевание совершается, чтобы порадовать Кришну.
- Иногда мы можем не чувствовать того удовольствия, которое желаем получить от Святого имени, но остаемся довольны, зная, что воспевание доставляет удовольствие Кришне, и что мы можем доставить Ему удовольствие своим искренним воспеванием, идущим от сердца.
- Воспевание – это высочайшее служение!
Чувствовать присутствие Кришны
- «Присутствовать в моменте» означает чувствовать то, что мы переживаем.
- Обретение опыта происходит в настоящем моменте.
- Наш ум отвлекает нас от ощущения настоящего момента.
- Чтобы полностью погрузиться в Святое имя, позвольте себе быть открытыми, чувствуя присутствие Кришны в вибрации мантры (внутри себя и снаружи).
- Будьте тем, кто обретает милость – не гонитесь за результатом. Не старайтесь добиться всего сами.
Воспевание совершается не устами, а сердцем
- Суть молитвы – это чувство.
- Невозможно передать другим то, что не идет из сердца.
- Маха-мантра не является заклинанием. Это молитва, и потому она идет от сердца.
- Чувство является «противоядием» от механического повторения.
Чтобы воспевать Харе Кришна, необходимо «сойти с ума»
- Механическое воспевание означает, что мы находимся в своем уме, а не в сердце.
- Направляясь в свое сердце, мы покидаем свой ум.
- Когда мы пребываем в уме (наших мыслях о себе и своей жизни), сердце закрывается.
- Прабхупада не советовал нам во время повторения мантры сражаться со своим умом. Вместо этого он говорил: «Воспевайте и слушайте».
- «Вы повторяете языком и слушаете ушами. Об уме речь не идет» (Шрила Прабхупада).
- Когда мы продвигаемся в своем воспевании, форма, качества и игры Кришны открываются нашему уму (и зрению), но не материальному уму, который отвлекает нас от правильного повторения.
Священное пространство
- Воспевайте в своем «Доме джапы», а не в своем доме. Ваш дом – это место, где протекает ваша жизнь, место, где вы погружены в мысли о себе (своей работе, страхах, своих телесных болях, списке дел и т.д.).
- Ваш «Дом джапы» – это некое метафорическое место вдали от вашего дома (быта). Это место, полностью посвященное джапе, выходу из «вашего мира» и вхождению в «мир Кришны».
- Это то место, где вы можете полностью посвятить себя отношениям с Ним во время воспевания.
- Священное пространство – это и физическое пространство (где вы повторяете, на что смотрите во время воспевания и т.д.), и внутреннее пространство (куда вы душевно устремлены, когда повторяете).
Осанка
- Шастра говорит, что искривленное тело формирует искривленный ум.
- Ваша физиология влияет на вашу психологию.
- Прабхупада наставлял во время джапы: «Сядь, как следует». Если вы сидите прямо, это помогает сосредоточиться.
- Ваша психология также влияет на вашу физиологию. Если вы не сидите прямо, это часто является признаком того, что вам лень воспевать, или вы стараетесь повторять свои круги не так усердно, как могли бы и как следовало бы.
Апарадха, нама-абхаса, шуддха нама
- Апарадха не приносит духовной пользы.
- Нама-абхас устраняет анартхи.
- Шуддха-нама дарит любовь к Кришне.
- Мостом от анартх к шуддха-наме является нама-абхас.
- Мы заходим на этот мост через дверь усилий, особенно тех усилий, которые мы прилагаем, чтобы избежать десяти оскорблений. Нама-апарадха определяется как воспевание, при котором мы не совершаем усилий, чтобы избежать десяти оскорблений.
Центральная роль джапы в бхакти
- Шачинандана Свами цитирует Прабхупаду, который говорит, что 90% нашего прогресса зависит от воспевания.
- Все остальные процессы бхакти уже содержатся в воспевании.
- Воспевание является наиболее важным из девяти процессов.
- Воспевание – это столп, поддерживающий другие процессы бхакти.
- Цель – всегда помнить Кришну. Лучший способ сделать это – воспевать.
- «Ваши четки – это ваша связь с Кришной» (Шрила Прабхупада).
- «Ваши четки – это ваш билет обратно к Богу» (Шрила Прабхупада).
- «Воспевание – это суть нашей философии» (Шрила Прабхупада).
Признательность
- Ценным становится то, что вы цените.
Упражнение:
Святое имя мое … потому что … .
Значение мантры
- Бхактивинода Тхакур советует нам размышлять над значением мантры.
- Каждое значение – это молитва о том, чтобы приблизиться к Радхе и Кришне.
Упражнение:
Воспевайте, медитируя на разные значения мантры.
Если я предамся Кришне, что если…?
Посмотрите в глаза своему страху перед преданием себя.
- Осознайте, что такие страхи мешают вашему воспеванию.
- Обсудите эти страхи и осознайте их иллюзорную природу.
Упражнение:
Если я предамся Кришне, что если …? (составьте свой список «что если…»).
Свяжите свою жизнь со Святым именем
В свободное от 16 кругов время мы должны действовать так, чтобы это помогало нам повторять наши 16 кругов.
- Все, что мы делаем, влияет на наше сердце.
- Наши отношения с другими людьми влияют на наше воспевание.
- Исправьте любые плохие отношения.
Упражнение:
Что такого вы делаете в своей жизни или в сознании, что негативно влияет на ваше воспевание?
Сбор драгоценных камней
- Обратите внимание на свои осознания – драгоценные камни, которые Кришна подарил вам на семинаре.
- Запишите те практики, которые вы хотите включить в свою джапу.
- Запишите те действия, которые вы хотите исправить и которых хотите избежать.
- Запишите препятствия, с которыми вы столкнетесь, пытаясь улучшить свою джапу.
- Запишите, как вы будете справляться с этими препятствиями.
Ссылка: Сбор раздаточных материалов.
Возвращаемся домой с правильным отношением
- Мы должны думать: «Я буду постепенно улучшать свою джапу на протяжении всей моей жизни», вместо того, чтобы полагать: «Семинар по джапе был великолепным, но я не смогу поддерживать такую хорошую джапу дома».
- Сосредоточьтесь на том, куда вы идете и куда хотите идти, а не на том, где вы находитесь. Неважно, откуда вы пришли. Значение имеет только то, куда вы идете.
- Не критикуйте других, если видите, что они плохо воспевают (после семинара по джапе это стремление может усилиться.)
- Контролируйте склонность к критике, понимая, что другие тоже стараются воспевать.
- Помните, что хотя вы и посетили семинар по джапе, вы не всегда сможете применять методы, подходы и практики для лучшего воспевания, которые вы на нем узнали.
Кроме того, везде, где это возможно, помогайте преданным, которые готовы вас слушать.
Друзья по джапе
- Скооперируйтесь с каким-то преданным и помогайте друг другу лучше повторять джапу, звоня друг другу каждый вечер и проверяя, все ли у него в порядке.
- Регулярно встречайтесь с друзьями по джапе в группе, чтобы обсудить, что вам помогает, каковы ваши проблемы и как улучшить ситуацию.
Заключительное слово
Джапа обладает синергией. Слушание, молитва, размышление над смыслом, развитие отношений с Кришной и т.д. не должны приводить вас к беспокойству о том, правильно ли вы повторяете или нет. Они предназначены для того, чтобы питать ваше повторение и правильное настроение, и таким образом вы могли еще больше погружаться в воспевание.
Помните, что воспевание – это не механический процесс, который вы пытаетесь усовершенствовать.
«В четырнадцати мирах нет ничего, кроме Святого имени!» (Бхактивинода Тхакур).