Озарение 75. Никто не сможет помочь вам так, как вы сами
С Новым годом!
Поскольку я делаю эту новостную рассылку на Новый год (а именно в это время мы все думаем о принятии решений), я вдохновился предложить вашему вниманию статью на тему обетов. Поэтому я собрал и привел в порядок свои заметки и записи по данной теме и решил поделиться с вами некоторыми своими размышлениями на этот счет.
Возможно, вы удивитесь, почему я назвал эту рассылку «Никто не может помочь вам так, как вы сами». Это утверждение из одной беседы, в которой преданный обратился к Прабхупаде за помощью, сказав, что он не может следовать четырем правилам. Прабхупада строго посмотрел на него и сказал: «Если ты не будешь следовать регулирующим принципам, то никто не сможет тебе помочь».
Следование практике сознания Кришны – это то, откуда приходит помощь. Дело не в том, что мы привлекаем милость из-за того, что мы настолько падшие, что не можем (или не пытаемся) следовать. Если мы думаем таким образом, это только усиливает проблему.
Преданные очень нуждаются в милости не из-за того, что трудно следовать принципам или обетам, а потому, что они не чувствуют себя духовно развитыми, а значит им необходима помощь.
Прабхупада высоко ценил способность давать обеты и учил, что серьезное отношение к своим обетам является основой духовного прогресса. Конечно, мы можем молиться Кришне о том, чтобы выполнять свои обеты, но суть в том, чтобы держать их несмотря ни на что, и не ожидать, что с помощью какого-то «волшебного пинка» милости мы сможем это сделать. Милость и магия находятся в наставлениях духовного учителя, и мы получаем эту милость, следуя данным наставлениям.
Я молюсь о том, чтобы мысли, идеи и предложения, содержащиеся в этом вестнике, помогли сделать 2015 год самым лучшим для вас годом в сознании Кришны.
Желаю вам всегда думать о Кришне,
Махатма дас.
Обратное мышление
«Обратное мышление» означает думать, что «мне нужно быть духовно сильным, чтобы следовать своим обетам», тогда как на самом деле наша сила и решимость являются побочным продуктом нашей приверженности данным нами обещаниям. Это то же самое, что сказать: «Мне нужна энергия, прежде чем я смогу тренироваться», тогда как факт заключается в том, что энергия приходит как побочный продукт тренировки.
Когда Прабхупаду спросили, как нам исполниться решимости следовать регулирующим принципам, он увидел в этом вопросе серьезный недостаток. В вопросе о том, как сдержать обещание (т.е. как обрести решимость следовать своим обетам) Прабхупада увидел отсутствие приверженности, потому что тот, кто привержен своим обетам, не будет задавать такой вопрос.
Описанная выше ситуация равнозначна следующему сценарию. Я беру у вас деньги в долг и ежемесячно возвращаю часть денег. Но затем я перестаю платить, звоню вам и спрашиваю: «Как я могу стать более решительным, чтобы вернуть вам долг?» Если бы кто-то сказал вам это, вы бы ответили точно так же, как Прабхупада: «Вы обещали. Джентльмен держит свое слово. Почему вы пообещали, если не планировали вернуть мне деньги?»
В «Бхагавад-гите» (18.35) Кришна говорит: «Решимость, которая не может избавить человека от сновидений, страха, скорби, подавленности и иллюзии, — такая решимость, лишенная рассудительности, о сын Притхи, относится к гуне невежества». У того, кто находится в гуне невежества, практически нет выбора. Их воля спит глубоким сном. Не позволяйте своей силе воли засыпать. А если она уснула, разбудите ее. Помните: отсутствие выбора – это тоже выбор.
«99% ‒ проблема, 100% ‒ пустячное дело»
«99% ‒ проблема, 100% ‒ пустячное дело» означает, что если у вас нет ста процентов приверженности, то даже 1% сомнений в следовании своим обетам оставляет вас открытыми для невыполнения обязательств и, таким образом, значительно затрудняет выполнение вашего обещания. Прабхупада объясняет, что когда вы берете на себя обязательство поститься, вы можете поститься без особых трудностей, потому что не позволили себе других вариантов. Но если вы оставляете себе хотя бы небольшую возможность того, что не станете поститься, тогда вам будет трудно держать пост.
Вы бы согласились на операцию на сердце, если бы хирург сказал, что он или она берет на себя обязательство на 99%? Вы бы женились, если бы ваш супруг был менее чем на 100% предан этому браку?
Есть разница между интересом и преданностью. Когда вы заинтересованы в том, чтобы что-то сделать, вы делаете это только тогда, когда это вам удобно или просто. Когда вы преданы делу, вы не принимаете никаких оправданий, а только результаты.
Настоящего успеха в жизни добиваются люди, которые на 100% привержены своим результатам. Это очень простая мысль, однако каждый день множество людей, проснувшись утром, ломают голову над тем, следовать ли своим обязательствам или нет, придерживаться ли дисциплины и выполнять ли запланированное.
Правило «Никаких исключений»
Успешные люди придерживаются правила под названием «Никаких исключений». Как только вы принимаете обязательство на 100%, никаких исключений быть не может. Как только вы на 100% взяли обязательство перед своим супругом – на этом точка. Не нужно вновь думать об этом. Вам не нужно каждый день ломать голову над решением. Вы сжигаете мосты, и это делает жизнь проще. Например, если вы следуете правилу «Никаких исключений», то вариант не дочитать свои круги больше не является для вас вариантом (даже если вам не хочется заканчивать свои круги). Так что, это решает проблему. Мосты сожжены. Вы закончите свои круги. Вы уже давно решили, что не может быть никаких оправданий тому, что вы не закончили свои круги.
Убеждения, лишающие уверенности
Первое, что не дает нам делать все то, что мы пытаемся сделать, – это отсутствие веры в себя. Одна из причин, по которой нам трудно взять на себя обязательство, заключается в том, что нам кажется, что мы не сможем делать то, что обязались делать. Если вы думаете, что не сможете это сделать, вы правы – вы не сможете этого сделать. Фраза «я не могу» – самая мощная сила отрицания в психике человека. Говорите ребенку в течение достаточно долгого времени, что он недостаточно хорош в чем-то, и, даже если у него есть к этому способности, у него ничего не получится, потому что его убедили в обратном. Потому что наше восприятие себя настолько сильно, что мы не можем делать ничего такого, что противоречит этому восприятию.
Прабхупада рассказывает историю о человеке, который шел по дороге, а его друзья решили сбить его с толку.
Итак, была компания друзей. Однажды все друзья задумали сбить с толку одного из них. Поэтому они сговорились: «Как только вы встретите этого джентльмена, начинайте кричать: «О, привидение! Здесь привидение! Привидение!».» Итак, все друзья начинают говорить: «О! Ты умер, ты привидение, ты привидение!» И после десяти таких заявлений этот человек подумал: «Я стал привидением?» Затем он озадачился: «Неужели я действительно стал призраком, я мертв?»
Что если мы все выберем одну преданную и станем подшучивать над ней? Допустим, мы составили план, что всякий раз, встречая ее, мы говорим: «Матаджи, вы хорошо себя чувствуете? Вы выглядите неважно. Вы болеете? Вы выглядите очень усталой. Вы уверены, что вы в порядке? Может быть, вам следует пойти к врачу? Я думаю, с вами что-то не так». Что если везде, куда бы она ни пошла, она будет слышать одно и то же? Как вы думаете, как она будет себя чувствовать? Вероятно, она почувствует себя больной, усталой и слабой. И начнет очень сильно беспокоиться, что с ней что-то не так.
Сколько раз в неделю вы говорите себе: «Я не могу следовать этому принципу, потому что слишком слаб» или «Мне на самом деле трудно выполнять эту практику, потому что я ‒ недисциплинированный человек», или хуже того: «Я не думаю, что для меня возможно стать сознающим Кришну в этой жизни»? И затем вы обвиняете в своей неспособности следовать принципам свою слабость, недисциплинированность или даже сам процесс сознания Кришны (говоря себе, что это трудный процесс).
Мы понимаем, что Кришна может действовать через нас, чтобы сделать невозможное. Считаете ли вы, что если бы каждый человек, с которым вы встречались, говорил вам, что вы духовный человек, что вы человек твердых моральных принципов, что у вас есть огромный потенциал для духовного развития, то это повлияло бы на то, как вы следуете практике преданного служения? Вы сами также можете говорить себе эти слова. Или вы можете сказать себе обратное. Но что бы вы ни говорили себе, скорее всего, именно это и произойдет, потому что ваш ум не различает, что реально, а что нет.
Итак, у вас может быть все необходимое, чтобы быть сознающими Кришну, но если вы постоянно говорите себе, что это не так, вы мешаете себе быть сознающим Кришну. Если мы рассматриваем себя как неудачника, мы склонны терпеть неудачу.
Посмотрите на свои оправдания, и вы обнаружите свои убеждения. Кроме того, посмотрите, как вы ведете себя, и вы увидите свои убеждения. Спросите себя: «Во что должен верить тот, кто делает то, что делаю я, думает так, как думаю я, или говорит то, что говорю я?» Любые ваши убеждения, которые противоречат вашим идеалам, являются препятствиями для вашего успеха.
Ставьте более высокие цели
«Самая большая опасность для большинства из нас кроется не в том, что наша цель слишком высока, и мы в нее не попадаем, а в том, что она слишком низка и мы ее достигаем» (Микеланджело).
Большинство людей мыслят слишком узко, целятся слишком низко и уходят слишком рано. Почему? Они не верят в себя. Я уверен, что вы знаете человека, который заслуживает того, чтобы быть успешным, но не является таковым, потому что думает, что он не заслуживает этого. И те, кто думает таким образом, становятся настолько неуверенными, что будут делать лишь то, в чем, по их убеждению, они преуспеют, а в противном случае ‒ будут сломлены неудачей. Ведь мы в большей степени состоим из решений, которые принимаем, чем из наших личных качеств, не так ли?
Без веры в себя мы всегда будем ставить более низкую цель, чем мы способны достичь. Мы будем бояться выйти из своей зоны комфорта. И, к сожалению, для некоторых из нас сознание Кришны находится вне их зоны комфорта. Дело не в том, что мы не можем быть в сознании Кришны; дело в том, что мы думаем, что не можем.
Рупа Госвами молится Господу: «У меня нет никаких качеств, чтобы быть сознающим Кришну, но я очень надеюсь, что стану сознающим Кришну, потому что Ты – друг самых падших». Рупа Госвами делал акцент на своей надежде, а не на своей дисквалификации. Вы никогда не увидите, чтобы дисквалификация удерживала чистого преданного. Это потому что Кришну больше интересуют наши надежды, чем наши недостатки. Кришна даст нам возможность достичь того, чего мы хотим, невзирая на все наши недостатки. На самом деле, наши недостатки побуждают Его проявить к нам больше сострадания, потому что, чем больше у нас недостатков, тем больше мы нуждаемся в Его милости. Зная это, мы можем стремиться к большему: «Я настолько падший, что Кришна окажет мне больше помощи».
Ключ к следованию нашим обетам в том, чтобы ставить наши упования намного выше, чем обеты. Например, если основное стремление пары состоит в том, чтобы сохранять брак, может сложиться так, что вам будет трудно оставаться вместе, что уж говорить о хорошем браке. Однако если их цель заключается в том, чтобы создать прекрасный семейный союз и отношения в сознании Кришны, то способность оставаться вместе – это просто естественный побочный продукт такой цели.
Прабхупада сказал, что если вы ставите целью первый класс, вы получите второй класс. И если вы ставите своей целью второй класс, вы получите последний класс. В сознании Кришны наша цель – не в том, чтобы повторять 16 кругов в день и следовать нашим обетам. Наша цель – стать полностью сознающим Кришну. Мы хотим вступить в вечные любовные отношения с Кришной, чтобы восстановить свою вечную расу. У Кришны всех нас ждет свое место. Наше служение, наше имя, то, как мы выглядим, как мы одеваемся, наш возраст, наша семья – все это уже ждет нас. Это должно быть нашим высшим устремлением. И в то же время мы стремимся забрать с собой всех остальных. Если это то, к чему мы стремимся, то нам не составит особого труда повторять 16 кругов и следовать принципам.
Рано или поздно мы получим то, чего ожидаем. Обычно люди, которые постоянно терпят неудачу, это те, кто этого ожидает. Если вы спросите преданного, который преуспевает в своей духовной жизни, каковы его устремления, вы, как правило, обнаружите, что они намного выше, чем просто строгое следование принципам.
Управляйте своими решениями ежедневно
Многие из нас сталкиваются с трудностями, когда думают: «Я взял на себя обязательство, и это все, что нужно было сделать». Но выбор, который мы делаем однажды, сам по себе не остается нашим выбором навсегда. Ключ кроется в ежедневном управлении своими решениями и выбором. Например, поскольку мы должны ежедневно следовать принципам сознания Кришны, нам каждый день необходимо организовывать свою жизнь таким образом, чтобы мы могли это делать. Недостаточно того, что мы взяли на себя обязательство год назад; мы должны ежедневно брать на себя это обязательство и практически подтверждать это решение.
Хорошие решения, хорошие обязательства и хороший выбор не остаются таковыми сами по себе. Что делать, если у нас плохой день? Разве мы списываем это со счетов и говорим: «Ну, я сегодня плохо повторял, или я не повторил все свои круги, потому что у меня был очень плохой день?» Нет. Мы разбираемся со своим плохим днем, чтобы, несмотря на это, можно было выполнять свои обязательства и повторять хорошие круги.
Неудача
«Человек побежден не своими противниками, а самим собой» (Ян Смэтс).
Какова вероятность того, что вы берете на себя обязательство, но в какой-то момент становитесь не способными выполнять его в течение некоторого времени? Если вы даете обет и неукоснительно следуете ему всю жизнь, то в современном мире вы будете совершенно особенным. Я не хочу, чтобы вы думали, что потерпеть неудачу – это нормально, что вам следует ожидать неудачи или что вы должны ожидать, что нарушите обещание. Но я хочу сказать, что если это произойдет, самое важное для вас – знать, что делать после падения, чтобы вы продолжали духовно развиваться, не позволяя падению уменьшать ваш энтузиазм и решимость.
Существует большая разница между тем, чтобы потерпеть неудачу и быть неудачником. Мы обусловлены. Прабхупада сказал, что человек, практикующий духовную жизнь, нередко становится жертвой богатства, женщин и славы, соблазнившись ими. И еще он сказал, что Кришна простит нас за случайные падения. Так что иногда случайное падение неизбежно. Но после падения необязательно оставаться лежать. На самом деле, при правильном отношении, вы можете использовать неудачу себе во благо.
Когда преданные падают, они часто разочаровываются и впадают в уныние. Когда кто-то из преданных в таком состоянии приходит ко мне, я спрашиваю его: «Что хорошего в твоем падении?» Обычно люди отвечают: «Ничего хорошего в этом нет». Но я продолжаю спрашивать, и преданный осознает все совершенные им ошибки, которые привели к падению. Тогда я спрашиваю: «Итак, чему же вы научились в данной ситуации?» И мы стараемся извлечь уроки, чтобы принять меры, насколько это возможно, чтобы это больше не повторилось. И обычно преданный осознает, что он никогда не усвоил бы необходимые ему уроки без этого падения (часть усвоенного урока заключается в том, что человек является не настолько сознающим Кришну, как он полагал).
Затем я спрашиваю: «Если результатом этого падения стало то, что вы лучше поняли себя и настолько осознали, что такое падение, что оно уже вряд ли повторится, и с этого момента вы сможете хранить свои обеты всю жизнь – так не было ли это падение позитивным событием? Было ли это падение необходимым для вас? Тогда они начинают видеть в этом смысл, и их отношение полностью меняется.
Правда в том, что иногда единственный способ чему-то научиться – это потерпеть неудачу. Может быть, мы думаем, что можем заигрывать с майей. Если это так, нам придется немного обжечься, чтобы получить урок, что с ней шутки плохи. Порой мы гораздо больше учимся на своих неудачах, чем на своих успехах, отсюда и поговорка: «Иногда ты побеждаешь, а иногда учишься». Реальность такова, что мы будем делать ошибки на пути к успеху. Как только мы примем это, мы сможем оставаться позитивными, несмотря на свои неудачи.
Альтернатива этому – чувствовать себя виноватым и обескураженным. И это приводит к большему чувству вины, которое ведет к еще большему разочарованию, что приводит к большему чувству вины, которое приводит – как вы уже догадались – к большему разочарованию. Это превращается в замкнутый круг. Дело в том, что, если я падаю, то могу подняться с еще большей решимостью и энтузиазмом. Когда мы говорим: «Если бы я не сделал то-то и то-то…», это мешает нам подняться.
Тогда мы просто живем прошлым и скорбим, а это ‒ признак невежества. Невозможно изменить прошлое, но вы можете изменить будущее своими действиями и реакциями в настоящем.
Нам следует сказать: «В следующий раз я сделаю то или это». Это решимость в благости. И если в следующий раз у вас получится лучше, то прошлое не было ошибкой. Это был просто опыт обучения, и именно так вы должны относиться к нему.
В «Бхагавад-гите» (18.33) Кришна объясняет: «О сын Притхи, твердая, непоколебимая решимость, поддерживаемая практикой йоги и позволяющая человеку овладеть своим умом, потоками жизненного воздуха и чувствами, называется решимостью в гуне благости».
Этот стих следует цитировать, описывая решительного человека после его падения, а не только того, кто никогда не падает. Возможно, мы не сможем сразу же подняться обратно на те же высоты, на которых были раньше, но мы должны хотя бы встать и двигаться вверх. А некоторые после падения будут стремиться достичь еще больших высот. Когда мы повержены, с нами еще не покончено. Неудача не означает, что вы никогда не добьетесь успеха; это лишь означает, что это займет немного больше времени.
Интересно отметить, насколько мы можем чувствовать себя виноватыми, потерпев неудачу. Но Прабхупада призывал каждого преданного, каким бы падшим тот ни был, вернуться к преданному служению. Он никогда не вселял в людей чувство вины. Он всегда приветствовал их с распростертыми объятиями. Преданное служение – это решение проблемы. Мы не можем решить проблему, убегая от служения.
Лень может помешать нам подняться после падения. Говорят, что лень является секретным компонентом неудачи, но она держится в секрете только от неудачника. Чтобы быть в сознании Кришны, мы просто должны отказаться уходить. Всякий раз, когда у меня возникали трудности, я всегда понимал, что это оптимальное время, чтобы Майа отговаривала меня. Поэтому обычно я реагировал на это с удвоенным энтузиазмом. Вы можете удивиться, как я мог делать это, потерпев неудачу. Правда в том, что вы можете удвоить свой энтузиазм в любое время. И неважно, что случилось минуту назад.
Спасибо, что читаете эти откровения. И я надеюсь, что они помогут вам лучше следовать вашим обетам и решениям!