Озарение 74. Счастлива та жена, у которой хороший муж
Мой последний вестник был опубликован на сайте Dandavats, и некоторым преданным показалось, что в нем я неправильно истолковал утверждение Прабхупады о том, что развод – это в первую очередь вина женщины, когда я заявил, что считаю мужчин в равной степени ответственными, если не более, за многие из наших разводов. Информационный вестник, который вы читаете сейчас, проливает дополнительный свет на эту тему. Я объясняю природу мужской и женской психологии, чтобы прояснить и расширить смысл утверждения Прабхупады о том, что развод, как правило, происходит по вине женщины, и это помогает мужчинам стать лучшими мужьями.
Я благодарю всех тех, кто усомнился в моем понимании, и я благодарен за то, что дали мне возможность объяснить свою позицию более подробно.
Ваш слуга,
Махатма Дас.
Защищать и обеспечивать
Если Прабхупаде сообщали о недозволенном сексе между мужчиной и незамужней женщиной, он никогда не обвинял женщину. Он говорил, что это вина мужчины, потому что мужчина должен быть сильным и умным, и что женщина естественно и невинно следует за мужчиной.
Роль мужчины – защищать и обеспечивать. Защита и эксплуатация – понятия противоположные. Поэтому, если женщина подчинялась сексуальной агрессии мужчины, Прабхупада обычно не винил ее. Почему? Потому что мужчина должен вести ее, заботиться о ней и присматривать за ней. Он обеспечивает женщине материальную, эмоциональную и духовную безопасность.
Природа женщины заключается в том, чтобы следовать, и ей необходимо получить защиту и безопасность. Такая натура женщины приносит ей пользу, когда у нее есть хороший мужчина, за которым можно идти. Тогда брак успешен. Ману говорит, что когда женщина довольна, весь дом наполнен светом. Или, как мы говорим сегодня: «Когда мама не счастлива, никто не счастлив!»
Чтобы семейная жизнь была успешной, мужчина должен знать, что значит быть мужчиной и мужем, а также понимать присущий женщине и жене характер. Многих проблем удастся избежать, если он это четко понимает. Когда мужчина не выполняет должным образом свою роль мужа, это часто происходит из-за того, что он отказывает женщине в предоставлении защиты и эмоциональной поддержки, которые ей необходимы, чтобы чувствовать удовлетворение.
Вести себя как мужчина
Женщина хочет быть замужем за мужчиной, который ведет себя как мужчина. Самооценка женщины и ощущение ею своей ценности по большей части зависит от ее мужа. Если он не ценит ее, она будет чувствовать себя не только нелюбимой, но и недостойной. Поэтому, когда он добрый и внимательный, она, естественно, это отражает. Когда он не проявляет этих качеств, это расстраивает и огорчает ее.
Хороший муж знает об этом и поэтому обращается со своей женой таким образом, чтобы помочь ей. Он старается быть приветливым и уважительным. Кроме того, он знает, что должен быть сострадательным, прощать свою жену и терпеливо относиться к ее трудностям и недостаткам. Он старается воодушевлять, проявлять благодарность и вдохновлять. Когда муж все это делает, жена, естественно, отражает его позитивное отношение и становится счастливой и энергичной. Любая женщина хочет чувствовать поддержку мужа и нуждается в ней. Вот почему хороший муж дает жене то, что ей нужно. Это его долг.
Тот факт, что причиной развода обычно является женская слабость, следует рассматривать и понимать в свете вышеупомянутых реалий мужских и женских ролей и характеров. Да, женщина не должна быть непостоянной, слабой или нетерпимой. Даже если ее муж склонен критиковать, ведет себя высокомерно или холодно, она должна быть терпеливой с ним. Но когда Прабхупада просил своих учениц мириться с ограниченностью своих мужей, он определенно не поощрял своих учеников-мужчин лелеять свою собственную ограниченность. Более того, женщине гораздо труднее терпеть плохого мужа, чем настоящему мужчине терпеть плохую жену. Поэтому, если мужчина ожидает, что жена смирится с его неспособностью быть настоящим мужчиной, а она из-за этого чувствует себя несчастной – или, возможно, даже уходит от него – он должен принять на себя некоторую долю ответственности за эту проблему. Если женщина от него уйдет, он должен подумать: «Случилось бы это, если бы она была замужем за лучшим мужем?»
Я не оправдываю развод и не одобряю женщин, которые бросают своих мужей. Как сказал Прабхупада, развода не существует в Ману Самхите; это современное изобретение. Тем не менее, мы живем в современную эпоху, и самскары развода, к сожалению, обитают и здравствуют в сердцах многих людей. Понимая это и зная, насколько Прабхупада не хотел, чтобы в ИСККОН существовал развод, разумный муж должен позаботиться о том, чтобы его жена была счастлива, учитывая, что несчастная женщина гораздо более склонна к разводу.
Будьте строги к себе и терпимы к другим
Некоторые мужчины очень многого ожидают от своих жен. Но лучше, чтобы мужчины многого ожидали от себя как от мужей, и чтобы они ожидали от своих жен меньше, а давали им больше. Хорошим примером для подражания в этом отношении является Кардама Муни, подаривший, в конце концов, своей жене Девахути такое богатство, которое она привыкла иметь, будучи принцессой.
Сильный мужчина не должен требовать того же уровня внимания, в котором нуждается его жена. Хорошо, если он получает его, но самооценка мужчины не зависит от этого. Говоря, что ему не хватает уважения, понимания или поддержки, мужчина жалуется на то, что не получает именно тех вещей, которые нужны его жене для счастья, стабильности и энергичности. Когда он недоволен тем, что не получает их, и не может испытывать воодушевления без них, он не ведет себя как мужчина.
Поэтому, если муж должен быть гуру в семье, он обязан достаточно отдавать своей жене и детям, независимо от того, много или мало они дают ему в ответ. Когда муж не горит желанием давать, чувствуя, что его жена и дети не отвечают взаимностью, он не выступает в роли мужчины. (Конечно, я не говорю, что это нормально, если жена не уважает своего мужа). Женам нелегко приходится с мужьями, которых легко обидеть или оскорбить, или с мужчинами, обвиняющими жен в своих личных ошибках и недостатках. Вместо того чтобы обвинять своих жен в своих же собственных проблемах, мужчины должны молиться Гуру и Кришне о помощи, чтобы стать сильными.
Мудрый муж понимает, что Кришна дал ему способность быть более неприхотливым и жертвовать личным комфортом, удобствами и желаниями так, как это иногда бывает трудно сделать женщинам. Таким образом, муж может поставить нужды и желания своей жены выше своих собственных, зная, что она часто нуждается в том, чтобы он это сделал. Другими словами, он делает то, что необходимо, чтобы сделать ее счастливой, зная, что когда она счастлива, «в доме светло». Попытка сделать дом светлым, не делая женщину счастливой, не сработает.
Тем не менее, многие мужчины не признают и не принимают этого, даже несмотря на многолетнее отсутствие счастья в семейной жизни, что является результатом ухода от реальности. Однако когда мужчина понимает это и таким образом служит своей жене, она, естественно, отвечает взаимностью. Вот почему в своем последнем информационном вестнике я подчеркивал, что мужчины не должны мешать женщинам быть хорошими женами.
Чйавана Муни – это не образец для подражания
Если мужчина хочет сделать свою жену счастливой, комплименты и признательность являются одним из лучших способов это сделать. В то же время он должен избегать уничижительных слов, критики и сарказма. Такое поведение гасит свет в семейной жизни. Хороший муж оказывает поддержку, а не критикует, потому что он знает: это то, что нужно его жене, то, чего она хочет, и что сделает ее счастливой. Прабхупада постоянно поддерживал нас. Это вдохнуло в нас жизнь. Так же и в жизни грихастхи. Если мужчина считает, что он готов выражать почтение, уважение и благодарность своей жене, только если она будет делать то же самое, или если он просто ожидает, что его будут почитать, уважать и ценить, но сам не собирается делать этого по отношению к своей жене, тогда он не мужчина в истинном смысле этого слова.
Теперь я слышу, как некоторые из вас говорят: «Если то, что вы говорите, правда, значит, вы утверждаете, что Чйавана не настоящий мужчина. И из этого следует, что Суканья, его жена, не была счастлива с ним».
Если вы хотите жениться или быть счастливым в браке, не будьте такими же, как Чйавана. Суть истории Суканьи и Чйаваны не в том, что можно быть высокомерным или нетерпимым. Идея состоит в том, чтобы женщины терпели недостатки своего мужа, а не в том, что мужья должны требовать этого от своих жен. Конечно, если мужчина так же возвышен, как Чйавана, жене легче быть покорной и следовать за ним, несмотря на его недостатки. Но многие мужчины требуют, чтобы их жены были такими же, как Суканья, не обладая возвышенной природой Чйаваны. Если вы ожидаете, что ваша жена будет относиться к вам как к гуру, вам придется вести себя как гуру.
Измените себя
Что касается вопроса о современных женщинах, то маловероятно, что в наше время найдется жена такого уровня, как Суканья (хотя женщины должны стремиться следовать ее примеру).
Мой совет в этой статье направлен на то, чтобы справиться с теми реалиям, с которыми сталкиваются обычные мужчины и женщины, пытаясь создать в браке спокойную атмосферу. (Прабхупада сказал: «Женитесь и мирно живите вместе».)
Допустим, жена какого-то мужчины совершенно не дотягивает до уровня Суканьи, и он хотел бы, чтобы она стала лучше. Умный муж знает, что если он хочет, чтобы его жена изменилась, ему нужно изменить себя. Если он попытается изменить ее своими критическими высказываниями, то он уже не исполняет мужскую роль, т.е. не дает поддержки. Такое поведение говорит об отсутствии чуткости, и это подрывает уверенность его жены в себе и ее чувство собственного достоинства. Хороший муж понимает, что для того, чтобы изменить себя, ему нужно будет молиться, проводить самоанализ и решать свои личные проблемы. Другими словами, он работает над собой, а не над ней. Подобно тому, как Прабхупада сказал, что женщины должны знать, как завоевывать своих мужей служением, подчинением и мягким характером, мужчины также должны знать, как завоевывать сердца своих жен.
Следующая история хорошо иллюстрирует, как поведение мужа по отношению к жене влияет на нее и определяет ее собственное поведение по отношению к нему. История, хотя и относится к еврейской традиции и рассказана раввином Шаломом Арушем, изображает мужскую и женскую психологию, которая остается неизменной в разных культурных контекстах.
Я не могу жить, если моя жена не умрет
Однажды к раввину пришел богатый человек и заявил, что хочет, чтобы его жена умерла. Раввин был потрясен и сказал: «Боже упаси! Почему?» Человек рассказал долгую историю своих страданий. Он описал, как жестоко с ним обращалась его жена, как она унижала его, мучила и издевалась над ним. Ее поведение было до такой степени ужасным, что раввин вынужден был согласиться: из того, что богач описал, действительно получалось, что он живет с чудовищем, а не с женой. Закончив свою историю, посетитель вновь попросил раввина каким-то образом сделать так, чтобы его жена умерла. Он сказал, что просто не может больше так жить.
Раввин спросил его, почему он не может просто развестись и жить счастливо один. Но мужчина ответил, что развода ему будет недостаточно. Из-за того, что жена так сильно его мучила, он не сможет успокоиться, пока не увидит ее в могиле. Пока муж будет знать, что она жива, он не сможет жить спокойно.
Раввин попросил богача дать ему несколько дней, чтобы подумать над этим вопросом, а затем снова прийти. Когда мужчина ушел, раввин стал молиться Всевышнему (Богу), чтобы Он дал понимание этой ситуации.
Всевышний просветил раввина, и тогда он понял, что у мужа, должно быть, есть какой-то недостаток, который и заставил его жену так жестоко с ним обращаться. Раввин решил отправить одного из своих верных учеников в дом этого человека, чтобы попытаться выяснить, в чем дело.
Ученик, одетый как нищий, по указанию раввина пошел к дому богача, чтобы поискать там что-нибудь необычное. Ученику удалось войти в то время, когда богача не было дома. Он услышал, как жена этого мужчины плачет и проклинает мужа: «О этот скупой, злой человек. Он оставляет меня здесь без копейки и уходит, чтобы заняться своими делами. Если муж хотя бы сказал мне что-нибудь приятное, но он скуп даже на слова. Я заставлю его страдать, когда он вернется домой. По крайней мере, тогда не одна я буду несчастна».
Ученик вернулся к раввину и рассказал ему о том, что услышал. Опираясь на новое видение ситуации, раввин разработал план. Он пригласил к себе богатого скрягу.
«Слушаю, раввин. У вас есть для меня решение?»
«Да. Я вспомнил, что в Талмуде (священный текст в раввинистическом иудаизме) говорится о наказании за принятие обета и его невыполнение. Оно состоит в том, что человек похоронит свою жену (то есть, это приведет к смерти его жены). Для большинства людей это будет наказанием, но в вашем случае станет концом ваших проблем. Все, что вам нужно сделать, это дать обещание, которое вы не будете выполнять, и ваша жена умрет».
Богатому человеку понравилась эта идея.
«Ладно. Что я должен пообещать?»
«Ну, у нас в городе нет миквы. (Миква, ритуальная баня, является одной из самых важных черт еврейской общины. Миква позволяет вечно сохранять святость семьи.) Почему бы не пообещать соорудить нам большую микву, построенную в соответствии с самыми высокими требованиями, со всеми удобствами и роскошью? Конечно, это стоило бы целого состояния. Не делайте этого, и она умрет».
«Хорошо, но сколько времени это займет? Возможно, Всевышний даст мне несколько лет для выполнения такого сложного обета. У меня нет сил, чтобы ждать так долго. Я больше не могу терпеть жестокость моей жены».
«Не волнуйтесь. Вы дадите клятву здесь, передо мной и двумя другими свидетелями, и ее невозможно будет аннулировать. Это, в сочетании с тем фактом, что Всевышний прекрасно знает, что вы не собираетесь выполнять данное обещание, означает, что вы должны получить наказание практически немедленно».
«Назначьте дату, рабби. Иначе я не смогу этого выдержать».
«Хорошо. Я обещаю вам, что если вы дадите клятву сейчас, ваша жена умрет в течение трех недель с сегодняшнего дня».
Это удовлетворило скрягу. С радостным сердцем он поклялся перед раввином и двумя свидетелями построить огромную микву, достаточно большую, чтобы обслужить все сообщество, и построенную по самым высоким раввинским требованиям. Затем он собрался возвращаться домой.
«Минуту, – остановил его раввин. – Я хочу, чтобы вы сделали еще одну вещь».
«Конечно, рабби. Что именно?»
«Ну, поскольку вашей жене осталось жить так мало, я хочу, чтобы вы приложили все усилия и сделали последние несколько недель в этом мире для нее как можно более приятными. Покупайте ей все, что ей захочется, давайте ей денег на расходы, делайте ей комплименты, хвалите ее и вообще сдувайте с нее пылинки. Что вам терять? Как только она умрет, все деньги в любом случае вернутся к вам. Что касается комплиментов, то какая вам разница? Говорите их ей сейчас; скоро она уйдет, и вы отдохнете от нее».
«Нет проблем, рабби. Я с радостью сделаю все это. Сама мысль о том, что я скоро от нее избавлюсь, доставляет мне столько радости, что я легко стану вести себя по-другому, чтобы она была счастлива».
Прошло две недели. Богатый человек ворвался в комнату раввина со слезами на глазах.
«Рабби! Пожалуйста! Я хочу отменить свою клятву».
Раввин посмотрел на него и серьезно сказал: «Что вы имеете в виду? Мы специально сделали все так, чтобы ваш обет невозможно было отменить. Почему вы вздумали аннулировать его? Разве вы не хотите, чтобы ваша жена умерла?
«Вот именно, рабби. Я больше не хочу, чтобы она умерла. С тех пор как я дал клятву, а затем сделал то, что вы мне сказали, – сделал все, что мог, чтобы она стала счастливой – она полностью изменилась. Она так добра ко мне. Она заботится обо мне, любит меня, даже молится за меня. Она стала подобна ангелу. Внезапно я понял, какая она хорошая жена, и я не хочу ее потерять».
«Ну, мы уже не можем отменить клятву. Если вы уже не хотите, чтобы ваша жена умерла, единственный выход – выполнить обещание. Вам действительно нужно будет построить микву, в точности, как вы говорили, со всей отделкой».
Не имея другого выбора, богатый скряга начал в тот же день организовывать строительство миквы и с тех пор жил со своей женой в любви и согласии.
Быть ответственным домохозяином
Мораль этой истории в том, что если муж поступает хорошо, его жена будет счастлива и довольна, и тогда в семье наступит порядок. Если он этого не сделает, практически любой женщине будет трудно выполнять свои обязанности должным образом. Я не потворствую этому, просто указываю на реальное положение вещей. Поэтому я боюсь, что если мы истолковываем заявления Прабхупады как означающие, что мужья редко имеют какое-либо отношение к поведению своих жен (или скорее к неправильному поведению), мы можем непреднамеренно подорвать понимание мужчинами ответственности за создание крепкого брака. И мы знаем, что Прабхупада попросил своих учеников быть ответственными домохозяевами. И частью этой обязанности, помимо того, чтобы оставаться в браке, является «жениться и жить мирно с одной женщиной».
Стать ответственным домохозяином означает, что обязанность человека – направлять членов своей семьи и помогать им вернуться к Богу, как это делает гуру для своих учеников. Однако если он не может сделать их счастливыми, возможно, у него не останется семьи, которую он сможет вести.
Нездоровые установки
Я, как и все мы, весьма обеспокоен большим количеством разводов и несчастных браков в ИСККОН. Команда Grhastha Vision, подготавливая свои курсы по грихастха-ашраму, выявила нездоровые парадигмы, распространенные в ИСККОН, которые подрывают стабильность здоровых браков.
Негативные установки, с которыми они пытаются бороться, приводятся у них на сайте в документе под названием «12 принципов успешного брака в сознании Кришны» (англ.). Ниже я частично цитирую этот материал.
Согласованность с наставлениями Шрилы Прабхупады
• Наставления Шрилы Прабхупады должны применяться с учетом времени, места и обстоятельств.
• В сфере грихастха-ашрама следует принимать во внимание местную культуру, не ставя под угрозу учение Шрилы Прабхупады. Не следует пытаться механически переносить элементы практики из одной культуры в другую без понимания принципов и ценностей, лежащих в их основе.
Духовное равенство / материальное различие
• Мужчины и женщины проявляют общие физические и психологические различия, соответствующие их полу, которые необходимо признать реально существующими, одновременно избегая жестких и / или нездоровых стереотипов.
Позитивное и реалистичное видение
Следует, насколько это возможно, избегать как негативного отношения к семейной жизни, так и нереалистичных ожиданий от нее, – и то, и другое может ослабить энтузиазм.
Если во имя верности Шриле Прабхупаде мы будем толковать его наставления таким образом, чтобы затруднять процветание браков в ИСККОН, то мы будем виновны в том, что «операция прошла успешно, но пациент умер». В ИСККОН все еще бытует много негативных установок, касающихся женщин и супружества, и они приводят к проблемам в браке (я хорошо знаю об этом, поскольку регулярно консультирую преданных, сталкивающихся с семейными проблемами). Многие преданные неосознанно приняли эти негативные установки (и даже обучают им). Работа команды Grhastha Vision началась с осознания того, что ИСККОН вобрал в себя немало парадигм о жизни грихастхи, которые приводили к неудачам в браке. К сожалению, реальность такова, что некоторые из этих парадигм и по сей день живы и здоровы в сердцах некоторых преданных, порой преподаются нам на лекциях в храме и до сих пор поддерживаются в тех или иных регионах ИСККОН, что оказывает пагубное влияние на браки.
Что говорит Прабхупада?
Я хотел бы повторить важный момент, который я объяснял в своем первоначальном ответе на высказывание обеспокоенности о том, что я «исказил Прабхупаду». Он заключается в следующем: по мере развития Кали-юги число квалифицированных мужей уменьшается. Это напрямую влияет на успешность браков в наше время. Поэтому я смиренно прошу мужчин нашего движения понять, какая серьезная ответственность на вас лежит в том, чтобы быть идеальным грихастхой, и как ваш пример и поведение влияют на успех или неудачу не только вашей семьи, но и браков других людей. Прабхупада попросил своих учеников-мужчин стать «идеальными грихастхами». Если бы он считал, что неудача в грихастха-ашраме происходит лишь по вине женщин, он бы посоветовал только женщинам быть идеальными грихастхами. Сделать семейную жизнь успешной – это обязанность не только вашей жены.
«Идеальные грихастхи в сознании Кришны – вот что мы хотим». ~ Шрила Прабхупада, (Цитируется в дневнике Тамал Кришны Госвами).
Наконец, Прабхупада также сделал это очень важное замечание:
«Если муж, находящийся под влиянием гуны благости, способен держать в узде свою жену, на которую влияют гуны страсти и невежества, для нее это большое благо. Забыв о своей врожденной склонности к страсти и невежеству, женщина становится послушной и верной своему мужу, находящемуся в гуне благости. Такая жизнь всячески приветствуется. В этом случае разум мужчины и разум женщины будут прекрасно сотрудничать друг с другом, и они смогут вместе продвигаться по пути духовного самоосознания. Однако если муж попадает под власть жены и приносит в жертву свою благость, подчинившись влиянию страсти и невежества, тогда все его существование оскверняется». (ШБ 4.27.1)
В одном из комментариев к моей статье это высказывание упоминалось, чтобы показать, что я исказил слова Прабхупады. Напротив, эти слова Прабхупады подтверждают мою точку зрения, показывая, как женщина, которая склонна отклоняться и становиться причиной развода, выигрывает от защиты мужчины в гуне благости, потому что общение с ним возвышает ее. Защита – это не только физический аспект. Как объясняется здесь, муж защищает свою жену, помогая ей не поддаваться своей низшей природе. Конечно, если она действует под влиянием низших гун природы, то это ее вина. Здесь Прабхупада подчеркивает, что мужчина, который должен быть разумнее и лучше управлять своими чувствами, своим общением помогает жене возвыситься.
Кроме того, Прабхупада говорит именно о тех женщинах, которые находятся под влиянием низших гун. Он не обобщает, что все женщины таковы. На самом деле, можно найти женщин, которые находятся в более высоких гунах природы, чем их мужья или другие мужчины. Сам Прабхупада часто хвалил своих учениц за то, что они очень разумные, и он учил нас уважать женщин, говоря, что женщины в нашем движении – это не обычные женщины. Настойчивое желание мужчины контролировать женщину через поиск ошибок, критику и жестокость – какими бы ни были ее обусловленность и ограничения – не способствует развитию бхакти ни у мужа, ни у жены.
Вывод
Из всего сказанного следует сделать заключение, что мы должны быть аккуратнее с тем, чтобы порицать женщин как главную причину проблем в грихастха-ашраме. И нам нужно быть осторожными, автоматически присваивая всем мужьям положение гуру, потому что, если мужчина не соответствует этой роли, это может иметь негативные последствия – как в духовном, так и материальном смысле. Все мы, мужчины и женщины, должны нести личную ответственность за неудачи во всех аспектах нашей жизни. Именно этому Прабхупада учил всех нас.