Озарение 72. Сострадание к себе
На днях я наткнулся в Интернете на один материал о сострадании к себе. Зная, что это важная и актуальная тема для нас, я решил написать статью на эту тему. Я надеюсь, что это поможет вам или, по крайней мере, даст вам достаточное понимание природы сострадания к себе, чтобы вы могли поддержать другого преданного, которому очень может помочь более заботливое отношение к самому себе.
Желающий вам всегда думать о Кришне,
Махатма дас.
Духовные практики, как нашей, так и остальных традиций имеют довольно высокие идеалы, и это может привести к тому, что мы расстраиваемся или слишком строго относимся к себе, если не соблюдаем эти стандарты, особенно если мы делаем то, что идет вразрез с принципами преданности (или думаем об этом).
Когда мы не в состоянии поддерживать стандарты преданности в мыслях или действиях, или даже когда мы желаем чего-то, что не полезно для нашего бхакти, обычно мы пытаемся удовлетворить привычное побуждение или потребность. Давайте посмотрим на это более глубоко, разобрав это явление с психологической точки зрения.
Когда мы чувствуем себя опустошенными, ощущаем, что нам не хватает чего-то в жизни, или, возможно, когда чувствуем себя несчастными или нам грустно, мы пытаемся заполнить эту пустоту каким-то наслаждением. Для некоторых это секс. Для других это алкоголь. Для многих это переедание или покупки. В любом случае мы пытаемся заполнить пустоту в своем сердце.
Сделав это, мы чувствуем себя виноватыми, потому что знаем, что не было необходимости это делать или этого не следовало делать. Поэтому мы думаем: «Я плохой, потому что у меня нет самоконтроля». Затем это создает порочный круг, в котором мы обращаемся к нашей старой привычке (еда, покупки, недозволенный секс), чтобы заполнить ту пустоту, которую эта деятельность создала, когда мы делали это в последний раз. Вы идете на это, чтобы почувствовать себя лучше, но это лишь увеличивает пустоту. И данный цикл возобновляется. Это классическое описание раджа-гуны, конвейера бесконечных неосуществимых желаний. Это идеальная система для удержания обусловленных душ в материальном мире.
Это создает много негатива в нашем сердце. Мы критикуем себя, чувствуем себя виноватыми, но это чувство не помогает нам решить проблему. Как мы уже говорили, вина, которую мы чувствуем, создает порочный круг, потому что, чувствуя себя виноватыми, мы стремимся утопить свои печали в удовлетворении чувств. А это просто не работает. И мы это знаем. Но делаем это снова. Поэтому, естественно, вновь чувствуем вину.
Как же справиться с этим?
Признайте, что вы отправились искать счастье не в том месте. Отделите свое «Я» от своего поведения. Затем спросите себя: «Какую потребность я пытаюсь удовлетворить, делая это?» Другими словами, почему вы хотите купить то, что вам не нужно, посмотреть фильм, который вам не нужно смотреть, зайти на тот веб-сайт, который вам не нужно (или не следует) смотреть, или делать все то, что вам не следует делать? Вы пытаетесь справиться со стрессом, подавить гнев, избежать одиночества или убежать от чего-то? Или вы махнули на себя рукой, и вам уже все равно, поэтому вы даже не пытаетесь контролировать свои привычные побуждения? Что бы это ни было, вам необходимо полностью сосредоточиться том, что стоит за вашим побуждением делать или думать о том, что, как вы знаете, является неправильным.
Важно признавать свои чувства, а не отталкивать их. У нас есть устойчивая тенденция избегать болезненных сфер собственной жизни, тех областей внутри нас, которые нуждаются в «ремонте». Мы либо не хотим на них смотреть, притворяясь, что их нет, либо говорим себе, что мы разберемся с ними позже, только чтобы отложить их на неопределенное время.
Что вы делаете, когда видите эту проблему в себе? Многие люди становятся более подавленными. Но это лишь приводит к обратным результатам. Когда у вас возникает искушение поддаться дурной привычке, вы можете проявить терпение и сострадание к себе. Поймите, что вы обусловлены, и это означает, что вы пришли в этот мир с наследием негативных самаскар, склонностей к вредной для вас деятельности, а также приобрели много новых вредных привычек.
Не занимайтесь самобичеванием. Будьте терпеливы, добры и терпимы к себе. Признайте, что вы просто пытаетесь заполнить существующую пустоту в своей жизни, потому что не обладаете сознанием Кришны. Затем, столкнувшись с тенденцией совершать неправильные поступки в будущем, немного отступите назад и подготовьтесь к тому, чтобы сделать мудрый выбор и поддержите себя.
Не позволяйте себе делать то, что разрушает вас. Относитесь к себе, как к маленькому ребенку. Береги себя. Заботьтесь о себе. Будьте добры к себе. Поймите, что любые действия, которые отвлекают вас от сознания Кришны, являются саморазрушительными и демонстрируют недостаток сострадания к себе.
Вместо того чтобы критиковать себя, вспомните, что гуру и Кришна любят вас – даже если вы считаете, что не заслуживаете их любви. Так же, как они вас любят, вы должны полюбить себя. Если вы этого не сделаете, то станете злейшим врагом самому себе и не позволите себе внести в свою жизнь необходимые изменения.
Заявите себе: «Я меняю свое поведение, потому что мой духовный учитель хочет, чтобы я жил именно так. Я меняю свое поведение, потому что я должен жить такой жизнью». Это обуздывает вашего внутреннего критика – голос, который говорит вам, что с вами что-то не так.
Ваш внутренний критик подавляет вас. Хотя долг Прабхупады как гуру состоял в том, чтобы критиковать своих учеников, он делал это редко. Он всегда подбадривал их. Поступайте таким же образом по отношению к себе. Выберите вдохновляющие внутренние реакции на свои трудности. Например, если вы ругаете себя за то, что сделали что-то неправильно, напомните себе, что вы на пути к совершенству, и что каждый мастер когда-то был «сущим бедствием». Просто будьте готовы в следующий раз постараться лучше.
В «Ману-самхите» говорится, что брахман никогда не ругает себя. Все мы стремимся практиковать брахманическую культуру. Нет ничего страшного в том, что пока вы неидеальны, если продолжаете стараться совершенствоваться.
Когда вы изо всех сил пытаетесь что-то изменить, всегда есть соблазн рассматривать свои ошибки как свидетельство того, что с вами что-то не так. Но, как указывает Патанджали Муни в «Йога-сутрах», каждый преодолевает какие-то препятствия на пути к трансформации себя. Это не значит, что вы должны ругать себя каждый раз, когда просыпаетесь поздно, теряете терпение или делаете какую-то глупость. Вместо того чтобы говорить: «Я такой глупый», используйте ошибку как возможность научиться больше не совершать эту ошибку. Сострадание к себе поможет вам в этом. Ненависть к себе заставляет вас до такой степени опустить руки, что вы даже не будете пытаться учиться на своих ошибках. Вместо того чтобы исправляться, вы будете произносить такую мантру: «Я такой, какой я есть. Какой смысл продолжать пытаться?»
Исследования подтверждают, что самоанализ и сострадание к себе помогают вам вносить позитивные изменения, тогда как самобичевание часто превращает небольшую неудачу в серьезный рецидив. Невозможность рано вставать может обернуться такими мыслями: «У меня никак не получается регулярно вставать рано, так что толку пытаться?» А неудача в преданном служении может превратиться в настроение: «Я никогда не стану хорошим преданным, так что незачем даже пытаться».
Такая реакция настолько распространена, что исследователи дали ей название: эффект «какого черта!». Проблема не в ошибке, а в вашем отрицательном отношении к ней. Это вызывает соблазн искать утешение именно в тех вещах, которые вы пытаетесь прекратить делать. Или вы просто отказываетесь от цели, чтобы не чувствовать себя плохо из-за неудачи. Исследования показали следующее: что бы вы ни пытались сделать, вероятность вашего успеха повышается, если вы принимаете свой текущий уровень и прощаете себя за прошлые неудачи. Почему? Потому что это устраняет негатив, который стал бы непосредственной причиной следующей неудачи.
Если вы испытываете к себе достаточно сострадания, это побуждает вас попробовать еще раз, не вызывая чувства вины и самобичевания, которые часто возникают, когда вам трудно измениться. Сострадание к себе дает вам стимул больше думать о своем духовном благополучии, даже если вы склонны поддаваться старой привычке. Конечно, иногда ощущение вины за свои поступки заставляет вас ощутить настолько сильное отвращение, что у вас появляется желание измениться. Но это изменение происходит, потому что вы чувствуете стыд из-за того, что вы делаете, а не стыд за самого себя.
Что Кришна говорит в «Бхагавад-гите» о несовершенстве? Он говорит, что не следует отказываться от деятельности, порожденной природой человека, сколько бы изъянов она в себе ни несла. Далее Кришна говорит, что всякое действие несет в себе изъян. Кришна просит нас стараться изо всех сил, но не ожидать постоянно совершенства. Он говорит, что наиболее важным является сознание, с которым мы это делаем.
Чем больше мы совершаем действия исключительно для удовлетворения гуру и Кришны, тем больше у нас будет сил преодолевать привычные мысли и действия для удовлетворения собственных чувств. По мере того, как мы становимся более склонными действовать для удовольствия Кришны, стремление действовать ради собственного наслаждения теряет свою власть над нами.
Нам всем необходимо меняться, потому что никто из нас не совершенен. Подумайте об изменениях, которые вам следует сделать, и о больших препятствиях, с которыми вам придется столкнуться. Теперь подумайте о них с состраданием к себе. Работая над изменениями, вы будете бороться с искушением сдаться. Помните, что проявление доброты к себе даст вам силы измениться. И никогда не забывайте, что у вас есть внутренний ресурс мудрости, стойкости и силы – Параматма. Вам не нужно сражаться в одиночку. Когда вы связаны с Ней, вы не будете сомневаться в себе.
Может показаться странным, что я пишу статью о любви к себе, потому что любовь к себе кажется эгоистичной. Если бы отсутствие любви к себе не было такой распространенной проблемой, в этой статье не было бы необходимости. Я считаю, что отсутствие любви к себе часто является причиной плохой садханы и общей небрежности в духовной жизни. Если мы не заботимся о себе достаточно, то не заботимся и о том, чтобы расти духовно.
Ниже приведены некоторые методы, при помощи которых мы можем немного больше заботиться о своей собственной душе.
Признайте, что вы стоите всех тех усилий, которые необходимо приложить, чтобы преодолеть дурную привычку или препятствие. Если вы этого не стоите, то зачем тогда продолжать свои усилия перед лицом трудностей?
Признайте, что вы создаете свои собственные страдания и стрессы, предаваясь вредным привычкам (и что также вы создаете страдания, будучи слишком строгими к себе).
Признайте, что ни Кришна, ни Прабхупада не хотят, чтобы вы страдали, и что вы тоже не хотите страдать; что Кришна хочет, чтобы вы были счастливы. Позвольте себе почувствовать, как вам плохо, когда вы что-то делаете не так.
Из любви к себе начните отдаляться от дел, которые вредны для вас, в мыслях или действиях.
Не проявляйте искусственное смирение. Отдайте себе должное за любые действия, которые вы предпринимаете, чтобы стать лучше или внести изменения в свою жизнь. Смиренно и с благодарностью порадуйтесь своим успехам.
Когда вы терпите неудачу, напомните себе, что вы человек, и эта неудача является как частью обучения, так и необходимым шагом для осуществления изменений. Вместо того чтобы сосредоточиться на неудаче, подтвердите свои цели и сфокусируйтесь на них.
Сделайте освобождение от причинения самому себе страданий одной из своих целей.
Я консультировал многих преданных, которые борются с разрушительными мыслями и действиями, особенно с недозволенным сексом. Каждый из них говорит мне, что когда они ездят по ятрам, когда они погружены в сознание Кришны, мысли о сексе исчезают. Почему? Потому что в те моменты они чувствуют удовлетворение.
Так что любите себя! Наполните себя сознанием Кришны. Как говорит Прабхупада, если вы любите Кришну, значит, вы любите и себя. Так что заниматься чистым преданным служением – это на самом деле наиболее исполненное любви к себе занятие из всех возможных занятий.
Упражнение
- Каким образом недостаток сострадания к себе проявляется в вашем умонастроении?
- Какие ваши мысли и действия являются для вас разрушительными?
- Решению какой проблемы в себе вы сопротивляетесь?
- Составьте список того, что вы можете сделать, чтобы быть более сострадательным к себе.
- Что вы себе говорите о себе?
- Какие потребности вы пытаетесь удовлетворить с помощью саморазрушительного поведения?
- Подумайте о более заботливых способах общения с самим собой, чем самобичевание.