Озарение 70. Кто такой гуру? – Часть 3
В этом вестнике я завершаю нашу беседу о гуру-таттве и освещаю эту тему с точки зрения гуру. Я смиренно надеюсь, что при этом я говорю от имени других гуру, как дикша, так и шикша (включая кураторов, наставников и учителей), и, таким образом, представляю также и их видение и духовный опыт.
Кстати, если вы не читали первую и вторую части данной беседы, вы можете прочесть их здесь: часть 1 и часть 2.
Желаю вам всегда думать о Кришне,
Махатма дас.
Точка зрения гуру
Я веду многих преданных, которые не готовы к посвящению или даже еще не думают о посвящении. Я вижу, как благодаря нашему общению, которое происходит в течение определенного периода времени, их готовность принимать руководство, раскрывать свои проблемы, «принимать прибежище» и на практике применять то, что я предлагаю, во многом помогает им. Я вижу, как это руководство позволит многим из них когда-нибудь обрести нужные качества для принятия посвящения.
Значит ли это, что им следовало бы когда-нибудь стать моими инициированными учениками? Это хороший вопрос.
Во-первых, давайте поймем, что я, возможно, не обязательно являюсь единственным человеком, от которого они получают регулярные наставления или с которым у них сложились такие близкие отношения. Поскольку у человека может быть много шикша-гуру, он нередко может получать руководство и вдохновение из многих источников. Никогда не следует считать, что это неправильно, и, таким образом, лишать себя чудесного наставничества, которое можно получить от многих старших преданных в ИСККОН. Если мы видим единство гуру, понимаем, что Кришна является гуру, и что гуру представляет Кришну и Прабхупаду, тогда мы видим единство всех гуру в том, какие наставления они дают и в их желании помочь нам развиваться в сознании Кришны. В этом смысле мы должны быть готовы принимать наставления от многих и принимать прибежище у любого преданного, который вдохновляет нас, даже если он или она не являются дикша-гуру и даже не планируют им становиться.
Поэтому на вопрос «Должны ли те, кто принимает прибежище у шикша-гуру, в конце концов получить у него посвящение?» нет правильного или неправильного ответа. Получение посвящения от гуру – это вопрос личного выбора. Например, скажем, гуру дает кому-то наставление и этот человек хорошо продвигается, но одновременно получает руководство или вдохновение от нескольких других преданных, в том числе некоторых дикша-гуру. По прошествии многих лет, в течение которых он в основном получал руководство от одного гуру, будет ли считаться неправильным, если он когда-нибудь скажет ему, что стал учеником такого-то гуру, который пообещал дать ему посвящение через полгода?
Как я уже говорил, это нормально, и это нередко происходит.
Это может быть несколько ненормально в случае, когда шикша-отношения на самом деле сильнее и приносят больше пользы, чем отношения с выбранным дикша-гуру. В этот момент шикша-гуру может спросить ученика, было ли решение принято из-за давления или по причинам, не имеющим принципиального значения для выбора дикша-гуру (конечно, если шикша-гуру не дает дикши, такой выбор необходим).
Кто мой гуру?
Получайте шикшу из многих источников. Если вы будете поступать так в течение определенного периода времени, вам будет становиться все более очевидным, что один из этих преданных особым образом вдохновляет вас, помогает вам, направляет, находит отклик в вашем сердце, мотивирует и укрепляет вашу веру и желание предаться. Как правило, это и будет тот человек, у которого вы попросите инициацию (при условии, что он дает посвящения).
Для преданных, которые находятся в процессе принятия решения о том, к кому обратиться за дикшей, и для тех, кто помогает преданным принимать эти решения, я хотел бы предложить несколько полезных соображений, почерпнутых из реальной жизни в ИСККОН. Я предлагаю эти пункты не как абсолютные критерии для выбора гуру, а, скорее, как аспекты, которые следует учитывать при выборе шикша-гуру.
Как часто вы будете видеть своего гуру?
Возможно, ваш гуру живет или путешествует в тех частях света, которые находятся далеко от того места, где вы живете, и редко, если вообще когда-либо, приезжает туда, где вы живете. Другими словами, важно ли для вас иметь регулярный личный контакт с вашим гуру или достаточно электронной почты и онлайн-занятий (если он переписывается по электронной почте и проводит лекции онлайн)?
Можете ли вы регулярно переписываться с ним?
Может быть, ваш гуру слишком занят или у него слишком много учеников, чтобы вы могли регулярно получать личные наставления. В этом вопросе также нужно учитывать, как часто вы будете нуждаться в личных наставлениях. Конечно, некоторые гуру могут давать такие наставления через своих старших учеников, чье общение более доступно, или некоторые преданные могут получать такое руководство от других и быть довольны этим. Тем не менее, некоторые преданные могут чувствовать оторванность от своего гуру (или даже чувствовать, что ими пренебрегают), когда он не может регулярно давать им личные наставления.
Можете ли вы помогать ему в служении?
Для некоторых преданных важно иметь непосредственное служение своему гуру. Если это важно для вас, подумайте, будет ли у вас возможность и потенциал для этого?
Кроме того, подумайте, подчеркивает ли он важность проектов (или работает над проектами), которые не имеют отношения к вашему служению. Возможно, он подчеркивает важность служения, которое вам не интересно и в котором вы не склонны участвовать. Например, сосредоточен ли он на развитии варнашрамы и работе над фермерскими проектами, в то время как вы по своей природе склонны к разработке проповеднических программ в больших городах? Вызовет ли у вас его акцент на этих конкретных проектах чувство вины за то, что вы не работаете над его проектами, или даже, возможно, не подорвет ли это ваше желание выполнять ваше собственное служение?
Соответствует ли его подход к сознанию Кришны вашему взгляду на мир?
Склонен ли он быть очень традиционным, строгим, формальным и т. д. в своем подходе к обучению или практике сознания Кришны (другие аспекты его личности, которые вы можете добавить в этот список: склонен к философствованию, к науке, слишком мягкий, слишком требовательный и т. д .)? Другими словами, хорошо ли его природа и стиль проповеди сознания Кришны соотносятся и совместимы с вашей природой и пониманием, а также с тем, как вы подходите к распространению сознания Кришны?
Соответствуют ли его действия вашему представлению о гуру?
Есть ли у вас образ ортодоксального гуру, и, следовательно, возможно ли то, что вам будет трудно следовать гуру, который не придерживается этих стандартов? К этому вопросу можно подойти и с другой стороны. Придерживается ли он стандартов, которые, на ваш взгляд, слишком формальны, строги, являются устаревшими или ортодоксальными и, таким образом, не вызывают у вас отклика?
Вы можете считать эти соображения мирскими, но Бхактивинода Тхакур, цитируя совет Санатаны Госвами о том, что гуру и ученик должны понаблюдать друг за другом в течение года, говорит, что отчасти этот процесс наблюдения состоит в том, чтобы определить, подходят ли гуру и ученик друг другу. Бывает так, что некоторым ученикам трудно принимать наставления или мнения своих гуру в силу нескольких или же всех вышеперечисленных причин. Это реалии, о которых мы должны знать.
Ожидания
С приведенным выше списком связана проблема ожиданий. У ученика могут быть определенные ожидания во время выбора гуру или получения посвящения – ожидания, которым гуру либо не может соответствовать (которым не способен соответствовать ни один гуру), либо впоследствии это может стать затруднительным или невозможным для гуру в силу обстоятельств. Поэтому важно, чтобы и гуру, и ученик четко осознавали эти ожидания.
Важно знать, что наблюдаемая вами неспособность гуру соответствовать некоторым из этих ожиданий не просто связана с его природой или определенными ограничениями (он не будет тратить время на консультирование учениц, решение семейных проблем и т. д.). Ожидания могут основываться на неправильном понимании вами положения гуру.
Некоторые будущие ученики, как я уже объяснял, имеют стереотипное (читай, «неправильное») понимание положения своего гуру и поэтому могут в будущем почувствовать разочарование, узнав, что их гуру не является маха-бхагаватой, который напрямую разговаривает с Радхарани, не обладает неординарными способностями, не проявляет признаков экстаза, может не понимать тонкостей расы и т. д.
Один из изначальных одиннадцати гуру в ИСККОН рассказывал нам, что его первые ученики прославляли его, говоря: «Он принимает прасад вместе с Радхарани». После того, как несколько гуру пали и преданные ИСККОН стали более четко понимать, кем гуру является, а кем не является, такое прославление изменилось на: «Спасибо, Гурудев, за стабильное следование регулирующим принципам». Пришло понимание того, что главные качества гуру – быть послушными последователями своего гуру и являть собой хороший пример учения своего гуру.
Атрибуты или человек?
Зачастую, помимо установления личной связи с гуру, преданный устанавливает связь с неотъемлемыми атрибутами гуру: множеством учеников, книг, программ и т. д., которыми обладает гуру. Некоторых преданных вдохновляет именно это. Это дает им то, что они хотят и в чем нуждаются. Они чувствуют себя защищенными большой семьей учеников и чувствуют, как некоторые или же все программы, разработанные гуру, помогают им. Другим же, тем, кто нуждается в более личном контакте, лучше найти гуру, который может дать им больше личного руководства.
С другой стороны, иногда преданный может выбрать гуру, имеющего много учеников, чтобы избежать глубокой личной связи с ним и таким образом стать менее подотчетным своему гуру. Это, конечно, не является основанием для выбора гуру.
Оглядываясь назад
Сегодня некоторые преданные, оглядываясь на то время, когда они приняли своего гуру, понимают, что их выбор был не столько личным, сколько социальным – иногда они даже принимали дикша-гуру в ущерб признанию своих глубоких отношений с одним из шикша-гуру. Оглядываясь назад, они понимают, что в то время не могли осознать или признать, что их шикша-гуру действительно был настоящим гуру, человеком, который играл – и мог бы продолжать играть – значительную роль в их жизни, если бы только они признали важность этих отношений.
Вы можете спросить: «Должен ли я обязательно принять дикшу у шикша-гуру, который дает мне наиболее значимое руководство?» В конечном счете, каждая ситуация индивидуальна и может иметь свои преимущества или недостатки. Однако Шрила Прабхупада действительно говорит, что обычно шикша-гуру становится дикша-гуру.
Заключительное слово
В последних трех информационных вестниках я ознакомил вас с важной динамикой развития отношений между гуру и учеником и представил на ваше рассмотрение различные точки зрения по этому вопросу. Здесь нет разделения на черное и белое. Порой все, что нужно, чтобы занимать прекрасное положение в сознании Кришны – это просто принять зрелого преданного в качестве своего гуру, зная, что он в значительной степени занят преданным служением; иметь доступ к его лекциям; чувствовать его милость, следуя его наставлениям; быть занятым в служении, а также иметь хорошую сангу.
Шрила Прабхупада просил всех своих учеников стать гуру и самим принимать учеников, будь то шикша или дикша. Преданные принимают положение гуру как служение ему, служение ИСККОН и служение своим ученикам. Успех этого служения зависит от следования наставлениям Шрилы Прабхупады и от передачи этих наставлений другим. При этом нужно самому подавать пример того, как следовать этим наставлениям. Каждый истинный гуру делает это и поэтому способен привести своих учеников к лотосным стопам Кришны. Тем не менее, как сказал один из моих духовных братьев: «Каждой кастрюле – своя крышка».
Если говорить обо мне – а я полагаю, что говорю также и от имени других гуру, – все хорошие качества, которые вы видите в нас (какой бы успех мы ни имели или каким бы великолепием мы ни обладали), – все это мы обрели по милости Прабхупады. Невыполнение его указаний превратит нас в обычных людей, сражающихся со своим разумом и чувствами, пытающихся выжать из этого мира какое-то счастье. Поэтому любое прославление учеников Прабхупады, которые стали гуру, – это прямое прославление Шрилы Прабхупады, и любое служение, предлагаемое им, – это служение Прабхупаде. Прабхупада хотел, чтобы его учеников прославляли. Он сказал, что чем более прославленными становятся они, тем более прославленным становится он сам. И, безусловно, они достойны прославления, потому что служат Прабхупаде, самому прославленному.
Если я могу помочь вам лучше понять эти темы, пожалуйста, напишите мне.