Озарение 69. Кто такой гуру. – Часть 2
Я прошу прощения за значительную задержку с выходом второй части статьи «Кто такой гуру». В силу плотного графика и необходимости внесения множества правок, выход этого вестника, казалось, занял целую вечность. Кстати, если вы еще не читали первую часть, то можете прочесть ее здесь. Я также хотел бы представить вам, или же напомнить, пару вещей:
1) Сейчас онлайн-занятия проводятся регулярно. Вы можете подписаться на наши уведомления по электронной почте на сайте: www.mahatmadas.com/ru. Благодаря уведомлениям вы сможете быть в курсе графика моих семинаров. Расписание занятий также будет опубликовано на моей странице в Facebook и на моем сайте. Кроме того, доступен русский синхронный перевод лекций.
2) Вся моя музыка доступна к воспроизведению или загрузке (также можно приобрести компакт-диски) на сайте: www.mahatmasmusic.com
Желаю вам всегда думать о Кришне,
Махатма дас
Шрила Прабхупада – о гуру
Я хотел бы начать с рассмотрения квалификации шикша и дикша гуру в ИСККОН. Может существовать тенденция преувеличивать качества своего гуру в попытке примирить в уме возвышенную природу гуру, описанную в шастре, с положением своего собственного гуру, думая, что если он гуру, он должен быть на самом высоком уровне сознания Кришны.
Безусловно, он может находиться на этом уровне, однако Прабхупада неоднократно указывал, что способность видеть Кришну лицом к лицу, находиться в лилах Кришны, быть посланцем, пришедшим из духовного мира, находиться в непосредственном контакте со Сверхдушой, быть всезнающим и т. д. – все это не является необходимыми качествами гуру, потому что мадхьяма бхакта (преданный на второй ступени бхакти) также может быть гуру, если он правдиво объясняет учение своего духовного учителя и предшествующих ачарьев и следует ему.
Прабхупада говорил, что тот, кто является хорошим последователем, становится хорошим лидером. Тот, кто повторяет послание в том виде, в котором его услышал, ничего не прибавляя и не убавляя, тот, кто строго следует практике сознания Кришны, и тот, кто посвящает свою жизнь распространению сознания Кришны и обучению людей этой науке – такой человек является гуру.
Крайне важно понимать эти характеристики, чтобы не заблуждаться относительно положения гуру в ИСККОН и не создавать фракций по типу «только мой гуру – настоящий гуру». Это также поможет нам признать, что следование наставлению Прабхупады о том, что каждый должен стать гуру (дикша или шикша), – это необходимое служение, доступное искренним преданным, которые не допускают отклонений. Следовательно, все мы, несмотря на то, что можем чувствовать, что являемся бесполезными и не обладаем какими-либо хорошими качествами, можем обрести способность вести за собой и спасать обусловленные души, если искренне примем приказ стать гуру.
Будем ли мы понимать термин «гуру» как шикша или дикша гуру – это не так важно в этом обсуждении. Безусловно, я не намерен преуменьшать особое положение дикша-гуру, однако хочу подчеркнуть, что гуру обеих категорий должны обладать одинаковой квалификацией.
Я хотел бы уточнить, что в этой статье термин «шикша-гуру» я использую в контексте довольно официальных отношений гуру-ученик, а не в значении поверхностных отношений, в которых человек иногда получает совет от другого преданного, изредка слушает его лекции или читает его книги. Другими словами, здесь я использую этот термин, чтобы описать отношения, в которых преданный регулярно получает руководство в своем сознании Кришны и стремится следовать и служить своему шикша-гуру (хотя термин шикша-гуру, безусловно, может использоваться в менее формальных отношениях).
Кроме того, я использую местоимение «он» по отношению к дикша-гуру, так как во время написания этой статьи «Джи-би-си» все еще обсуждает возможность разрешить женщинам становиться инициирующими гуру. Это, конечно же, не означает, что женщина не может быть шикша-гуру. В ИСККОН есть женщины, которые имеют шикша-учеников, стремящихся получить у них посвящение. Во всем мире также есть много женщин-преданных, которые активно дают советы и наставления другим преданным и, таким образом, действуют как шикша-гуру. Я не затрагиваю эту тему в данном вестнике, однако хотел бы уточнить этот момент, поскольку в этой статье я пишу о гуру только в мужском роде.
Некоторые ошибочные представления о гуру-таттве
Из-за неправильного или неполного понимания гуру-таттвы иногда имеет место нездоровая практика в отношениях гуру-ученик. Ниже я приведу несколько примеров.
Вы не признаете своего гуру
Неинициированный преданный получает регулярное руководство от того, кто действует как шикша-гуру, и отношения развиваются хорошо. Затем шикша-ученик решает получить посвящение от другого гуру – не потому, что существуют какие-либо проблемы в отношениях с шикша-гуру, а потому, что ученик не до конца понимает, что его шикша-гуру может быть (или действительно является) его главным гуру и поэтому мог бы быть (или должен быть) его дикша-гуру. Он может не понимать этого, если думает, что гуру – это только тот, кто уже утвержден как дающий посвящение, или если он думает, что у настоящих (или «лучших») гуру должно быть много учеников, они являются санньяси или каким-то образом отличаются от его шикша-гуру. Это недоразумение не редкость, и оно показывает, что иногда преданный по причинам, упомянутым выше (или по другим причинам), может быть не в состоянии распознать, кто на самом деле является его гуру.
В приведенном выше сценарии может случиться так, что внимание преданного теперь будет сосредоточено в большей степени на его дикша-гуру и он будет меньше пользоваться руководством, полученным от своего шикша-гуру. Это не всегда означает, что преданному станет хуже, но иногда происходит именно так. Другими словами, при выборе дикша-гуру не следует совершать ошибку, уменьшая свою связь с шикша-гуру.
Вам неудобно менять гуру
Например, преданный, который является кандидатом в ученики известного гуру ИСККОН, может встретить другого преданного, который уделяет ему больше времени и дает такое руководство, которое не может дать ему этот дикша-гуру. Так, между гуру и учеником развиваются очень тесные взаимоотношения, что, по мнению преданного, является чрезвычайно ценным для него. В некоторых случаях эти отношения становятся более глубокими и более полезными, чем отношения, которые он имеет со своим предполагаемым дикша-гуру. Соответственно, принятие дикши от своего шикша-гуру (если шикша-гуру желает дать ему посвящение) было бы естественным шагом вперед. Однако, опять же, ученик может не признавать этого человека потенциальным дикша-гуру или не знать, что можно принять его как своего нового дикша-гуру и по-прежнему поддерживать отношения шикши с тем дикша-гуру, у которого он раньше хотел получить посвящение.
Давайте рассмотрим некоторые причины, по которым человек может чувствовать себя некомфортно, изменяя выбор дикша-гуру:
- каждый человек в определенном регионе выбирает себе дикша-гуру из определенной группы гуру. Поскольку человек смотрел на этих преданных как на гуру с первых дней своего преданного служения, он чувствует, что было бы неправильно, неуважительно, социально неприемлемо или даже оскорбительно не получить инициацию у одного из них (особенно если это делают все остальные);
- преданные из региона, где живет кандидат в ученики, являются преимущественно учениками одного или двух гуру, поэтому он чувствует, что не получит такой большой поддержки (или чувствует, что он не будет частью «семьи»), если примет дикшу у того гуру, у которого в этом регионе мало учеников или их вообще нет;
- у него хорошие или давние отношения с известными дикша-гуру из его региона, хотя он может получать мало личного общения с ними;
- он чувствует, что было бы оскорбительно сказать гуру, у которого он когда-то хотел принять дикшу, что он передумал и теперь хочет получить дикшу у кого-то другого. На самом деле это не оскорбительно, и это не редкость. Если такое происходит, преданный должен попросить у гуру, у которого он раньше хотел принять посвящение, разрешения получить дикшу от другого преданного. Таким образом он получит благословение для установления новых отношений.
Кроме указанных выше, могут быть и другие причины. Конечно, можно получить дикшу у известного местного гуру, учеником которого человек изначально хотел стать, и при этом иметь близкие отношения со своим шикша-гуру – возможно, даже более близкие, чем со своим дикша-гуру. Я, конечно, не хочу сказать, что в выборе известного гуру есть что-то неправильное, но такие решения должны приниматься с полным знанием гуру-таттвы как с точки зрения философии, так и с точки зрения того, каким образом институт гуру должен гармонично функционировать в ИСККОН.
Вы хотите слушать только своего гуру
Какие еще проблемы возникают из-за неправильного понимания гуру-таттвы? Одна из проблем заключается в том, что преданные хотят слушать только своего гуру. Разумеется, человеку следует желать слушать своего гуру, однако ситуация является нездоровой, если ученики очень активно посещают программы своего гуру, когда он находится в городе, но редко присутствуют на других храмовых программах или мероприятиях, когда его нет.
Безусловно, Шрила Прабхупада не хотел, чтобы так происходило в ИСККОН.
Суть гуру
В «Нектаре преданности» (1.1.74) Рупа Госвами говорит: «адау гурв-ашрайам», то есть в начале духовной жизни человек должен принять прибежище у гуру. Основной аспект принятия прибежища заключается в вопрошании гуру и следовании его указаниям. Главная функция гуру заключается не в том, чтобы давать посвящения, а в том, чтобы предоставлять руководство. Конечно, инициация важна, однако, как я упоминал в первой части, человек должен принять прибежище у гуру и действовать под его руководством, даже если он чувствует, что еще не готов к официальному посвящению.
Мы продвигаемся главным образом посредством наставлений гуру, а именно благодаря выполнению этих наставлений. Следовательно, важно отметить, что в нашей ученической преемственности многие отношения между гуру и учеником, которые присутствуют в парампаре, на самом деле являются отношениями шикши.
Выдающаяся роль шикша-гуру
В ИСККОН встречается несколько других распространенных ситуаций, которые отличаются по своей природе от описанных выше, однако они схожи на практике. В этих ситуациях шикша-гуру играет или мог бы играть значительную роль в жизни преданного, если бы он поддерживал такие отношения. Например:
- дикша-гуру перестает строго следовать принципам сознания Кришны;
- дикша-гуру покидает ИСККОН;
- дикша-гуру оставляет тело;
- ученик углубленно изучает что-либо под руководством кого-то другого, а не своего гуру;
- ученик тесно сотрудничает с другим старшим преданным, особенно если тот является гуру;
- дикша-гуру и ученик мало общаются или взаимодействуют (по географическим или иным причинам) и ученик нуждается в регулярном руководстве от старшего преданного.
Шикша и дикша равны
Итак, я бы хотел еще раз подчеркнуть основную идею, которую я пытаюсь донести: преданный может принять прибежище у шикша-гуру точно так же, как он принимает прибежище у дикша-гуру. Важность роли, которую дикша или шикша гуру будут играть в жизни ученика, будет зависеть от индивидуальных обстоятельств. Иногда мы видим, что отношения шикша-гуру-ученик развиваются настолько естественно, что отрицать эти отношения было бы достойно сожаления, равно как и неуважительно со стороны ученика или со стороны шикша-гуру. Если преданный смотрит на человека, от которого он получает руководство, как на гуру и относится к нему как к гуру, то было бы хорошо (и правильно) признать, что длительные отношения шикши существуют (или желательны), и что человек ценит их и хочет их поддерживать.
Если я могу как-то помочь вам лучше понять эти темы, пожалуйста, напишите мне.