Озарение 67. Приключения в сознании Кришны
Я наткнулся на эту лекцию одной из первых учениц Шрилы Прабхупады, Ямуны деви. Эта лекция настолько замечательная, что я решил опубликовать ее в этом месяце в качестве вестника. (Кроме того, я пишу книгу, на основе которой планирую начать новую проповедническую программу, в связи с чем мне необходимо уделить больше времени этому проекту).
Я верю, что эта статья вдохновит и поможет вам так же, как помогла мне.
Ваш слуга, Махатма дас.
Приключения в сознании Кришны – воспевание Святых имен
Из лекции Ямуны деви даси, прочитанной в Пуне в 2001 году
Радханатха Махараджа попросил меня и моих духовных сестер рассказать о Шриле Прабхупаде. Вы знаете, я являюсь преданной тридцать с лишним лет, и меня довольно редко просят выступить. На самом деле, для меня это чрезвычайно необычно, я к этому не привыкла. И, как я вчера говорила, я редко выступала, когда Шрила Прабхупада был здесь. Он просил разных учеников давать лекции, но я четко сказала ему, что мне это неудобно; он проявил ко мне доброту и лишь изредка просил меня выступить. Как бы то ни было, я постараюсь выступить как можно лучше.
Я размышляла над тем, что я могла бы рассказать, и вчера спросила у аудитории: «Скажите, пожалуйста, у вас есть какие-то вопросы о Шриле Прабхупаде как о личности – что-то о том, чего вы не найдете в книгах, или то, что вы не понимаете или жаждали узнать, увидев его в кино или услышав, как ученики прославляют его, ‒ что-то такое, о чем я могу рассказать?»
Сегодня утром, находясь здесь вместе со всеми вами на совместной джапе, я снова испытала восхищение. Это было похоже на «объемный звук». Если вы когда-либо работали в студии звукозаписи и знакомы с этим современными технологиями, то знаете, что когда вы сидите в комнате для прослушивания, и включается звук, а микширование правильное, вас со всех сторон окружает звук – слева и справа, сверху и снизу. И здесь я почувствовала себя так же. Просто находясь в вашем обществе, я была окружена вашей бхакти, вашей молитвой, повторением вибраций маха-мантры, и я была поражена качеством вашего общения.
Повторяя джапу, я пыталась сосредоточиться на том, что я делаю, т.к. самым важным из всех данных нам регулирующих принципов является наставление повторять шестнадцать кругов джапы. Много лет мое воспевание было оскорбительным, и только в прошлом году, размышляя над тем, что я хотела бы больше всего изменить в своей духовной жизни, я поняла: я буду очень стараться перейти к очистительному уровню воспевания Святого имени.
Сосредоточившись, я вспомнила множество случаев, когда была возле Шрилы Прабхупады и беседовала с ним о Святом имени, и подумала, что было бы здорово поделиться этими лилами с вами. Во многих отношениях они могут вдохновить и вас, как вдохновили меня. Я хочу, чтобы мы отправились в путешествие во времени и чтобы вы не только услышали то, что я слышала от Шрилы Прабхупады, но и почувствовали то же, что чувствовала я.
Итак, давайте попробуем. Мы с вами вернемся в 1970-е годы.
Первый случай, который глубоко поразил меня, произошел в отеле «Акаш Ганга», в Мумбаи, примерно в 1971 году. И хотя я не очень часто бывала в Мумбае, иногда Шрила Прабхупада вызывал меня и моего мужа туда для санкиртаны или другого служения, а иногда для того, чтобы мы отчитались ему о том служении, которое выполняли.
Позвольте дать вам некоторое представление об обстановке внутри отеля на тот момент. В нашем распоряжении был весь седьмой этаж этого здания; две передние комнаты выходили на море. В одной из этих комнат жил Шрила Прабхупада, а в другой обитал Господь ‒ это была наша алтарная. Дальше по коридору с одной стороны находилась кухня, потом ‒ то, что называлось кабинетом, а затем несколько комнат позади – возможно, жилые помещения.
Это произошло во время утренней джапы, почти все преданные находились в алтарной. В те времена многие мужчины имели привычку быстро ходить по кругу, повторяя джапу. Другие повторяли джапу сидя перед Божествами Шри Шри Радха-Расабихари, которые сейчас находятся в Джуху.
Вскоре в алтарную вошел Шрила Прабхупада и сел на вйасасану. Мы все предложили ему свои почтительные поклоны, а он, вместо того чтобы погрузиться в воспевание, принялся внимательно изучать всех, кто находился в комнате. Он не произнес ни слова, а просто смотрел, как мы повторяем джапу. Кроме этого случая я нигде больше не ощущала этого до такой степени. Это был очень глубокий опыт. Вы, наверняка, слышали, как некоторые преданные говорят, что, когда Шрила Прабхупада смотрел на вас, он видел вас насквозь – он видел прошлое, настоящее и будущее, он видел очень многое. Итак, во время этого повторения джапы он очень внимательно смотрел на каждого ученика, и произошло нечто удивительное! Мужчины, которые ходили по кругу, вдруг сели в разных местах алтарной. Те, кто сидел, внезапно выпрямили спины.
Сейчас многие люди в той или иной степени сутулятся, но, согласитесь, есть нечто величественное в фигуре человека, когда он сидит ровно с прямой спиной, отведя плечи назад…
Я чувствовала себя так, словно мы были большим цветком лотоса. Шрила Прабхупада находился в центре этого цветка, а мы были лепестками, раскрывающимися вокруг него трансцендентным звуком. И из-за присутствия Шрилы Прабхупады качество нашей джапы кардинально изменилось, причем он не произнес ни единого слова.
И тут я совершила глупость. Я закончила вычитывать четырнадцатый круг и достала маленький блокнот, собираясь записать этот момент, так как он произвел на меня огромное впечатление. Но Прабхупада сразу же обратился ко мне:
‒ Ямуна, что ты делаешь?
Я очень смутилась и ответила:
‒ Я просто кое-что записываю, Прабхупада.
‒ Ты закончила все свои круги?
Я ответила:
‒ Нет, мне осталось еще два.
Тогда он сказал:
‒ Не пиши, пока не закончишь свои круги. Повторяй внимательно, а потом запишешь.
Итак, это одно из важных наставлений, которое вы также можете взять на вооружение. Я приняла его в своей жизни очень серьезно. Теперь, если в брахма-мухурту я полностью сосредотачиваюсь на своих кругах, не делая ничего другого, мой день проходит иначе.
Затем произошло следующее. Там находился брахмачари по имени Татпура дас. Шрила Прабхупада взглянул на него и спросил:
‒ Это чистый мешочек для четок?
Татпура сказал:
‒ Нет.
‒ Сколько у тебя мешочков? ‒ продолжал спрашивать Прабхупада.
‒ У меня есть только этот.
‒ У тебя должно быть, по крайней мере, два, ‒ сказал ему Шрила Прабхупада. ‒ Используй один в течение дня, а вечером постирай его и используй другой, чтобы каждое утро у тебя был чистый мешочек для четок.
Итак, это были два наставления, которые я четко помню с того времени. Шрила Прабхупада был очень кратким в своих наставлениях, но очень глубоко охватил последствия нашего поведения в то время, когда мы сосредотачивались на повторении Святого имени на джапа-мале. И это было превосходно!
Другой, очень трогательный случай, произошел в Индоре, в декабре 1971 года, на программе в пандале. Это был большой участок земли с небольшими кутирами, огражденный по периметру внешней стеной. Там также жили садху, а в одном уголке участка была маленькая хижина, в которой над огнем располагался большой железный котел, ночью в нем нагрели воду. Когда кто-то хотел принять омовение, он шел в эту хижину, брал несколько кувшинов с горячей водой и смешивал ее с холодной, чтобы можно было омыться.
У Шрилы Прабхупады была маленькая комнатка в этом строении. Там также был коридор, и вместо того, чтобы оставаться в своей комнате, Шрила Прабхупада выходил повторять джапу и делать переводы в коридор.
Я всегда жаждала получить общение Шрилы Прабхупады, и в те дни (возможно, в силу своей молодости) была довольно бойкой. Не такой бойкой, как Малати, но все мы настолько изголодались по общению с Прабхупадой, что старались проникнуть везде, где только можно, чтобы его получить. Итак, я обнаружила, что по утрам Шрила Прабхупада повторял джапу и делал свои переводы в коридорчике этого строения. И однажды утром я встала в час ночи, взяла свой мешочек с четками и книгу «Учение Господа Чайтаньи», которую я в то время читала, и тихонько, как мышка, пробралась через черный ход и съежилась в уголке, молясь о том, чтобы Шрила Прабхупад не увидел меня, и чтобы я смогла остаться в этом месте.
Обычно я повторяю мантру с закрытыми глазами, поэтому время от времени я открывала глаза, чтобы узнать, не беспокою ли я Прабхупаду и не смотрит ли он на меня. Так я повторила все свои круги. Затем я взяла книгу «Учения Господа Чайтаньи» и начала читать, подумав: «Ну, раз я зашла уже так далеко, почему бы мне не заняться сейчас и этим?» Шрила Прабхупада тут же перестал работать, встал из-за стола, находившегося посреди помещения, подошел, глядя на меня, и спросил:
‒ Так что же ты изучаешь?
Я сказала:
‒ «Учение Господа Чайтаньи».
А он ответил:
‒ Это очень хорошо! ‒ и добавил. ‒ Пожалуйста, изучай мои книги. Я пишу эти книги, чтобы вы их читали и изучали.
Затем я набралась храбрости и сказала:
‒ Шрила Прабхупада, могу ли я также повторять здесь джапу завтра утром?
И он ответил:
‒ Да, можешь прийти.
Это также оказало огромное воздействие на меня.
Поскольку Шрила Прабхупада жил с нами рядом, двери к нему практически не закрывались, даже когда Шрила Прабхупада отдыхал. В течение всего этого периода пребывания в Индии он был доступен нам почти что двадцать четыре часа в сутки. Такое редко бывало в ранний период – с 1966 по 1969 год. Это были очень близкие отношения, и Шрила Прабхупада лично заботился о каждом из нас, потому что семья его учеников была еще достаточно маленькой, и он мог себе это позволить.
Но на этом этапе в Индии те из нас, кто был со Шрилой Прабхупадой, впервые узнали его в действии таким, каким мы не видели его на Западе – он организовывал все! Мы не имели понятия, как вести себя в Индии, а Шрила Прабхупада чувствовал себя комфортно на всех уровнях общества. Он умел отвечать взаимностью как самым искушенным, так и самым простым людям, умел общаться как с самыми образованными людьми, так и с величайшими глупцами. И точно так же со своими учениками – он мог проникнуть в сердце ученика и ответить ему взаимностью. Так что эта джапа была для меня именно тем, чего я очень хотела – особенно возможность общаться со Шрилой Прабхупадой во время брахма-мухурты. Меня это очень привлекло.
Другой наполненный для меня трансцендентным смыслом момент произошел позже – на пути во Вриндаван. Это было в мой второй визит во Вриндаван, в ноябре 1971 года. Это происходило после первой программы в пандале в Дели, когда я впервые в Индии совершенно вышла из строя.
В тот момент, когда в пандале начиналась программа, и стали проводить первые арати для Их светлостей, я впала в какое-то обморочное состояние и проспала около двух дней. Оказалось, что у меня желтуха. И тогда случилась отдельная прекрасная история – Шрила Прабхупада лично заботился обо мне в тот период. После программы в пандале Шрила Прабхупада отвез нас всех во Вриндаван, где мы остановились в доме на перекрестке того, что тогда называлось Чаттикара Роуд, сейчас эта улица называется Бхактиведанта Марг города Вриндаван, в месте под названием «Сараф Бхаван».
Во время нашего пребывания в Дели Шрила Прабхупада сказал, что некоторые из нас останутся в храме Радха-Дамодара. Он взял с собой Шйамасундару, Гурудаса и, возможно, кого-то третьего (не уверена, что кто-то еще согласился пойти на это). В тот момент, когда я услышала, как они уходят, я подумала: «Я хочу поехать с ними» (Я очень жадный до впечатлений человек!).
Ранее Шрила Прабхупада послал моего мужа с ключами от Радха-Дамодары и сказал: «Зайди в эти комнаты и прибери их для меня». В этих комнатах никто не обитал с 1967 года. До того, как Шрила Прабхупада уехал на Запад, он жил в двух комнатах в храме Радха-Дамодара – эти комнаты были воплощением простоты и отречения. Там все было в духе тапасйи – все те вещи, которыми, как можно предположить, владеет великая личность. Все было очень и очень просто: маленькая асана, на которой он писал, была куском повидавшего виды дерева, которое выглядело так, будто плавало в море двадцать лет. Все было потрескавшееся, практически разваливалось.
Как вы, возможно, знаете, в 1967 году у Шрилы Прабхупады случился сердечный приступ, который чуть не унес его жизнь, поэтому он вернулся в Индию, чтобы восстановить силы. Он взял с собой двух брахмачари, и еще один приехал к нему позже – Рамануджа и Ачйутананда, затем Киртанананда. Итак, Шрила Прабхупада некоторое время оставался в Радха-Дамодаре, затем он позволил Ачйутананде и Раманудже немного пожить в этих комнатах. С тех пор там никого не было, пока он не прислал ключи.
Когда Шрила Прабхупада послал нас убирать комнаты, эта тиртха сразу же обрела глубину в сознании всех преданных, пришедших туда (это были Гурудас, Бхану, Гирирадж, Гопал и я). Ведро за ведром мы выносили оттуда этот мелкий трансцендентный песок Вриндавана из сверкающих частичек кремния, очень сыпучий, потому что во время ветреного сезона он проникал сквозь большие дыры в маленьких деревянных ставнях. Там было около двух с половиной дюймов пыли, поэтому мы плотно закутались, прежде чем начать ее убирать. Это было все равно, что отправиться в трансцендентальную горную экспедицию в попытках найти Шрилу Прабхупаду под всеми этими аспектами Вриндавана!
Поэтому я очень сильно привязалась к храму Радха-Дамодары. И когда я услышала, что Прабхупада идет туда читать джапу, я решила пойти тоже. Я проснулась посреди ночи, где-то в час, приняла омовение и каким-то образом (я все еще продолжала болеть и к тому же ничего не знала о Вриндаване) просто отправилась туда, где, как мне казалось, находится храм Радха-Дамодары.
Когда я добралась туда, главные ворота были закрыты, и я помню, как толкала их сантиметр за сантиметром, стараясь, чтобы они не шумели, и чтобы Прабхупада не услышал меня. Войдя во двор, я заметила, что в комнате Шрилы Прабхупады горит свет, поэтому я вела себя очень тихо, никакой джапы – то есть, мои губы двигались, но я не издавала ни звука. Я повторяла так не более трех минут, и вдруг обе створки двери в комнату Шрилы Прабхупады отворились. Он вышел и сказал:
‒ Ямуна, иди сюда.
Я подумала: «Боже мой! Откуда он знает, что я здесь?» Я была ошеломлена и вышла на свет, источником которого была единственная лампочка в его комнате, и который проникал через дверной проем, и предложила свои поклоны.
‒ Как ты сюда попала? ‒ спросил он.
‒ Я гуляла.
‒ Тебе не следовало этого делать, ‒ сказал он. ‒ Ночью Вриндаван очень опасное место. Здесь много бандитов. И если они увидят хотя бы краешек медной лоты, они могут зарезать тебя просто ради лоты.
‒ Я не знала этого.
‒ Не бери в голову, ‒ ответил он. ‒ Ты пришла. Можешь повторять джапу.
Я села рядом с комнатой Шрилы Прабхупады. Он ходил взад и вперед по комнате, и мы оба повторяли джапу.
Также, бывало, я сидела во дворе и смотрела, как Шрила Прабхупада повторяет мантру в своем священном месте. Это те моменты, которые могут даровать ученику огромную силу, если только он или она способен ухватиться за эту «спасительную веревку».
И хотя так получилось, что эти истории обо мне, вы можете применять их в своей повседневной жизни, чтобы проверить, как вы повторяете свою джапу и как вы отвечаете взаимностью своему гуру. Например, вчера, рассказывая об основных правилах ятры в Пуне, Радханатх Махарадж сказал: «Никакой праджалпы. Будьте здесь и сейчас. Воспользуйтесь этим временем, которое мы можем провести вместе. Мы не можем вернуться на две секунды назад или на четыре секунды назад. Мы можем в полной мере воспользоваться только тем моментом, который имеем сейчас в тени милости лотосных стоп благословений, которые наш гуру дает нам».
Вот что я поняла, когда повторяла джапу со Шрилой Прабхупадой: очень и очень важно не только пытаться следовать наставлениям, что у меня получалось плохо, но и делать это с полным вниманием!
Еще одно небольшое происшествие случилось в 1969 году в фургоне (это было уже не в Индии). Мы ехали из поместья Джона Леннона в Титтенхерсте, где мы в то время жили, на лекцию в Конвэй-Холл, которую Шрила Прабхупада должен был прочитать в центре Лондона. Волею судьбы у меня появилась возможность провести большую часть дня в служении Шриле Прабхупаде. Иногда в течение этого периода я ложилась спать только в десять или одиннадцать вечера, а вставала в два часа ночи, принимала омовение, будила маленьких храмовых Божеств, совершала какое-то служение в храме, а затем шла в комнату Шрилы Прабхупады на арати.
Шрила Прабхупада давал мне и брахмачари Пурушоттоме дасу, который в то время был его секретарем, самые первые наставления об арча-виграхе. Это был особенный период, поэтому большую часть времени я чувствовала себя очень уставшей, т.к. спала всего лишь три часа в сутки. Ведь я всегда мечтала как можно больше ездить в фургоне со Шрилой Прабхупадой.
Так, однажды я сидела позади Шрилы Прабхупады спиной к спинке его кресла, повторяя джапу. И Шрила Прабхупада, как бы невзначай, сказал:
‒ Ты неправильно спела слова.
Поэтому я встала коленями на свой стул, наклонилась над сиденьем прямо за ним и спросила:
‒ Какие слова?
‒ Та запись, которую вы сделали – слова неверны.
‒ Какие слова неверны? ‒ переспросила я.
‒ «Бхаджаху ре мана», ‒ ответил он.
‒ Это неправильно? – вновь спросила я, потому что в то время у нас не было песенников.
Когда мы делали запись, стояло раннее утро, и я была очень уставшей. Я сидела в комнате и просто пела для себя. Я даже не знала, что это записывается. Поэтому я была очень удивлена и сказала:
‒ Извините, мы не знали слов, поэтому и вышло неправильно.
‒ Ты повторяешь свои шестнадцать кругов? ‒ спросил Шрила Прабхупада.
‒ Нет, ‒ призналась я. ‒ У меня не хватает времени.
‒ Ты не можешь найти время? ‒ вновь спросил он.
‒ Я не знаю, где его взять. Не знаю, как это сделать.
Сейчас этому не стоит подражать – я просто пересказываю истории.
‒ Ну, а ты можешь пока что, ‒ сказал он, ‒ повторять мантру хотя бы один час в день?
‒ Я могу попытаться сделать это, Шрила Прабхупада, ‒ ответила я.
‒ Да, по крайней мере, один час в день, ‒ настоял он.
Было также несколько других учеников, которым Шрила Прабхупада на протяжении многих лет так или иначе давал какую-то уступку, потому что они, как и я, в той или иной степени были слабыми и не могли уделять достаточно времени в течение дня, чтобы повторять свои шестнадцать кругов.
В прошлом году мне посчастливилось изучить две книги: «Прабхупада Сарасвати Тхакур: Жизнь и наставления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати» и «О любви и разлуке», в которой есть ряд писем, которые Шрила Бхактисиддханта написал своим ученикам. Один из разделов писем был о джапе, и там находилось наставление, которое Шрила Бхактисиддханта дал своему ученику: что тот мог найти возможность повторять, по крайней мере, один час в день (ведь его ученики должны были повторять шестьдесят четыре круга, а не шестнадцать!).
Конечно, эти истории не являются захватывающими с точки зрения юмора или приключений – приключений, посредством которых Шрила Прабхупада привел своих учеников в сознание Кришны, – но они действительно передают суть того, как я могу стремиться быть учеником такой великой личности в Гаудийа-вайшнавизме, и как это происходит посредством Святого имени. И поистине, это верно для всех нас – в прошлом, настоящем и будущем.
Харе Кришна! Спасибо!