Озарение 66. Просто сделайте это.
Я заранее прошу прощения за длину этого вестника. Я не смог бы отдать должное этой теме, не сделав статью длиннее, чем мои обычные вестники. Информация, предлагаемая в ней, глубоко уходит корнями в ту часть нашей психологии, которую нелегко понять (или принять). Таким образом, мне потребовалось больше места, чтобы позаботиться о том, чтобы мое послание и способ его применения были понятны.
В этой статье описывается один из основополагающих моментов нового семинара «Мастерская пересоздания», который я недавно разработал. Семинар посвящен пониманию нашей психологической обусловленности с точки зрения Вед и использованию знаний для того, чтобы жить в соответствии с нашими идеалами.
Эта статья поможет вам разобраться в том, как поступать с образом мышления и поведения, которые вы хотели бы изменить. Я предлагаю прочитать ее несколько раз. Это простое послание, но, поскольку оно простое, его легко принять в духе «я знаю это». Мой опыт показывает, что многое из того, что мы знаем, еще не укоренилось в нас глубоко. Я надеюсь, что благодаря этому вестнику имеющиеся у нас знания глубже укоренятся в наших сердцах и таким образом воплотятся в жизнь.
Так о чем же этот вестник? Речь идет о более глубоких уровнях нашей материальной обусловленности, которые, кажется, практически невозможно преодолеть, и о том, как с этим справиться.
Мы все имеем дело с нашими «демонами», и, несмотря на неоднократные попытки, нам часто не удается преодолеть – или хотя бы приструнить – некоторые из наиболее глубоко укоренившихся анартх. Поэтому мы продолжаем надеяться, что в конечном итоге очистимся от наших анартх с помощью процесса садхана-бхакти. Однако когда после многих лет практики некоторые анартхи все еще сохраняют над нами власть, мы, естественно, задаемся вопросом, сможем ли мы когда-нибудь в этой жизни победить их.
В этом вестнике мы рассмотрим решение этой проблемы – оно настолько простое, что ускользает от многих из нас. И затем мы проанализируем это решение в соответствии с гунами природы.
Прочтите статью до конца. Это стоит затраченного времени.
Желаю Вам всегда думать о Кришне.
Махатма дас.
Решение в ваших руках
Некоторые внутренние проблемы, с которыми мы сталкиваемся, являются постоянными. Они остаются с нами, в той или иной степени, несмотря на неоднократные попытки их решить или даже после того, как мы думаем, что они были решены. Таким образом, часто кажется, что мы мало что можем сделать с такими анартхами.
Есть простое (но не тривиальное) решение. Глубокие истины почти всегда просты. Тем не менее, поскольку они просты, их часто упускают из виду, игнорируют или даже осмеивают.
Прабхупада сказал: «Сознание Кришны настолько просто, что вы можете его пропустить».
Решение, которое я предлагаю, заключается в принятии обязательств.
В большинстве случаев наши проблемы сохраняются, потому что мы не привержены их преодолению. (Тому есть причины, и в этом вестнике мы их обсудим.)
Ваша первая реакция может быть такой: «Это слишком просто. Это не может помочь мне решить мои проблемы. Некоторые из моих анартх влияют на меня годами».
Вы можете подумать, что ваши проблемы требуют тщательного анализа их причины и детального, долгосрочного и кропотливого пошагового процесса для их преодоления. Конечно, в некоторых случаях, действительно, так и бывает, но, по моему опыту, это исключения, и, как правило, они касаются тех случаев, когда имели место серьезные эмоциональные травмы или был нанесен моральный ущерб.
В большинстве случаев правит бал сила воли. В своей консультационной практике я обнаружил, что почти каждый недооценивает свою силу воли. Таким образом, люди не понимают, что решение проблемы почти всегда находится в их руках. Это как отрицание того, что у нас есть свобода воли и свобода выбора. (Обычно оправдания – это попытка доказать ошибочное убеждение, что мы ничего не можем сделать в этой ситуации).
Просто будьте искренними
Когда Прабхупаду спросили, как стать искренним, он ответил: «Будьте искренним». Далее он объяснил, что вы становитесь пьяницей, когда пьете, или вором, когда воруете, поэтому вы становитесь искренним, будучи искренним. Другими словами, вы берете на себя обязательство искренне совершать бхакти.
«Ну, прабху, как я могу быть искренним? Я имею в виду, как вы это делаете?
«Просто сделай это».
«Это все, что нужно?»
«Да».
«Это слишком просто».
«В этом-то и дело!»
В другой раз Прабхупада сказал, что если вам не хочется танцевать на киртане, все равно танцуйте.
«Прабху, как вы это делаете? Я имею в виду, как вы можете делать что-то радостное, например, танцевать на киртане, если вы чувствуете себя несчастным?
Шаг 1: Встаньте.
Шаг 2: Двигайте ногами.
Шаг 3: Поднимите руки.
Шаг 4: Подпрыгивайте.
Шаг 5: Пойте «Харе Кришна».
Это все, что нужно сделать. Не так сложно, правда?
Кстати, если вы это сделаете, то, вероятно, недолго будете оставаться несчастным. Если вы будете действовать определенным образом, даже если это действие не соответствует вашему умонастроению, само действие изменит ваше умонастроение. Как сказал Прабхупада: «Поклонись, даже если тебе этого не хочется, и, когда ты это сделаешь, у тебя появится желание кланяться».
Я не вижу выхода из положения
Мы часто выходим из себя, думая, что не можем преодолеть проблему, тогда как единственное, что нам мешает, – это отсутствие у нас приверженности, отсутствие настроения «просто сделай это». Мы часто попадаем в ловушку, считая проблему настолько глубокой или настолько сложной, что не можем себе представить выход из нее.
Вот типичный пример: многие преданные говорят мне, что хотели бы рано вставать, но не могут этого сделать. Поэтому они спрашивают меня: «Как я могу встать рано?»
Теперь вы можете догадаться, что я им скажу.
«Просто вставай рано».
Большинство преданных не ожидают – или даже не хотят – такого ответа. Я думаю, что им нужна «волшебная пилюля»: мантра, чудесное зелье или сутра Махатмы, которая просто поднимет их рано утром. Или, возможно, они думали, что я могу сказать им, где купить волшебный матрас, который автоматически разбудит их в нужное время.
Ничто не может заставить нас рано вставать. Мы сами поднимаем себя рано утром.
Вы действительно этого хотите?
Если вы действительно хотите рано вставать, то сможете делать это даже без будильника. Конечно, «если вы действительно хотите» – это ключ. Когда вы спрашиваете себя, как сделать то, что вам трудно сделать, выясните, действительно ли вы этого хотите. Если вы на самом деле этого не хотите, вам будет очень нелегко взять на себя такое обязательство.
«Если вы не получаете того, что хотите, это признак того, что вы не хотели этого всерьез или пытались торговаться из-за цены». Редьярд Киплинг.
Это простой момент; настолько простой, что мы иногда пропускаем его. Давайте посмотрим, как это работает в реальной жизни.
На моем семинаре по прощению я задаю вопрос: «Если бы Кришна предложил немедленно убрать ваше чувство обиды, вы бы приняли Его предложение?» Вы можете подумать, что все ответят: «Да».
Но так делают не все. Многие колеблются, полагая, что их обидчик не заслуживает прощения. Я задаю этот вопрос, чтобы продемонстрировать: если они не хотят прощать, я особо не смогу им помочь. Ничто из того, что я говорю, и даже процессы прощения, которые я им предлагаю, не сработают, если они в принципе не будут открыты к тому, чтобы позволить обидам уйти. Если они не хотят «отпускать», они «просто не будут этого делать», несмотря на множество веских причин простить.
Конечно, часто нам требуется «много веских причин», чтобы побудить нас связать себя обязательствами. Таким образом, знания часто являются важным – или даже необходимым – компонентом процесса принятия обязательств. Также мы нуждаемся в хорошем общении, чтобы увеличить нашу мотивацию. Тем не менее, синдром «я знаю, что должен, но…» является серьезным и распространенным заболеванием. Вы можете привести лошадь к воде, но… Вы знаете остальную часть истории.
Между прочим, знание того, что вы должны сделать и почему, приводит к увеличению страданий, когда вы этого не делаете. «Я знаю, что должен, но…» – это не та мантра, которая приносит счастье. Поэтому, если вы не знаете, что должны делать, то не станете жалеть, что не сделали этого. Поговорка «Неведение – это счастье» имеет несколько полезных применений.
Проснись и пой
Давайте рассмотрим проблему знания того, что нужно делать, и применим ее к раннему подъему.
Допустим, я придумал мастер-класс по раннему подъему. Мы назовем это «Мастерская ранних пташек». На этом семинаре я собираюсь дать участникам все веские причины, какие только есть под солнцем (то есть, под луной), чтобы побудить их рано вставать. Кроме того, я предложу им всевозможные методы, чтобы привести свои тела в вертикальное положение и открыть глаза до восхода солнца (включая предложение об автоматическом включении у них дома света и стереозвука в 4 часа утра). Плюс, у меня будет подборка дисков для раннего подъема, которая включает в себя такие звуки, как взрывы оружия брахмастра, вой собак, шакалов и койотов и нескладное пение группы хэви-метал под звуки расстроенной гитары. Ну, то есть, уж это-то должно их поднять, верно?)
Как по мне, классный семинар!
Как вы думаете, все ли на этом семинаре станут ранними пташками на всю оставшуюся жизнь? Большинство людей какое-то время будут подниматься раньше, но только те, кто примет на себя обязательства, сохранят эту привычку. Если вы посещали мой семинар по джапе, то уже знаете: самое важное, что вы можете сделать для улучшения воспевания, – это взять на себя обязательство ежедневно повторять хорошую джапу. Попытка построить хорошую практику джапы с помощью мудрости, полученной на семинаре, работает только тогда, когда она основана на вашей приверженности.
Тем, кто решит, что рано вставать – это именно то, что они собираются делать во что бы то ни стало, не понадобится этот семинар или эти ужасные компакт-диски. На самом деле, им даже не понадобится будильник! Они просто встанут. Так что, если эта новостная рассылка наберет большую популярность, она выведет индустрию по производству будильников из строя.
Хватит!
«Итак, почему я не могу просто сделать это? Я хочу сделать это, и я знаю, что должен сделать это, так что же меня удерживает?» Причина может заключаться в том, что вы получаете что-то от анартхи. Может быть, вы получаете своего рода удовольствие, комфорт или удовлетворение. Может быть, вы получаете контроль или удовлетворение эго. Майя настолько хороший маг, что заставляет нас думать, будто сохранение анартх – это источник удовольствия. Если мы так думаем, то, вместо того, чтобы брать на себя обязательства по преодолению анартх, мы «кормим» и защищаем их. Хотя они – анартхи (не имеющие ценности), мы видим их как артха (что-то ценное).
Если вы думаете, что в вашем случае это может быть правдой, составьте список того, что вы получаете от своих анартх, и во что вам обходится их сохранение. Я надеюсь, вы поймете, что затраты не оправдывают выгоды.
«Цена дисциплины меньше боли сожаления».
Печальная правда такова: мы обычно не осознаем, что получаем что-то от наших анартх, от которых не хотим отказываться. Когда это происходит, мы часто оправдываем нашу слабость многочисленными доводами и лозунгами, лишающими нас веры в себя. Мы считаем слабость или неспособность своим оправданием и, таким образом, можно сказать, достигаем успеха, потерпев неудачу. Конечно, это не меняет нашего поведения, но помогает справиться с чувством вины.
Однажды я обдумывал стратегию преодоления одной трудноразрешимой проблемы. Размышляя о своей ситуации, я понял, что у меня есть привязанность, которая так глубоко укоренилась в моем существе, что, если я просто не скажу: «Вот и все, с этим покончено», эта привязанность будет бесконечно продолжать брать надо мной верх. Да, бхакти действительно порождает отрешенность, но если мы недостаточно отстраняемся от неблагоприятных мыслей и действий, то не будем практиковать бхакти достаточно хорошо, чтобы она полностью и естественным образом искоренила наши привязанности в их основе.
Поэтому иногда все, что нам нужно, чтобы положить конец привязанности, которая, кажется, никогда не перестанет беспокоить нас, это вот такая маленькая мантра – «Хватит!». Это мощная мантра. Прямо сейчас подумайте о том, на что вы хотели бы направить эту мантру.
Итак, вы подумали об этом?
Теперь скажите своей анартхе: «Хватит! Я больше не стану давать этой анартхе энергии».
Полезно рассмотреть наше обсуждение с точки зрения гун природы. «Я знаю, что должен, но…» – это классическое описание гуны невежества. В гуне невежества решимость не выходит за пределы стадии сновидения или созерцания.
С гуной страсти все иначе. Страсть говорит: «Тебе нужно сделать больше». Таким образом, вы ложитесь спать поздно, пытаясь все сделать, и пытаясь закончить свои круги, которые вы не могли дочитать в течение своего напряженного дня. Вы не обязательно спите слишком долго, вы просто ложитесь спать поздно, чтобы сделать как можно больше дел. Поскольку на следующее утро вы встаете поздно, вскоре после подъема вы начинаете ощущать давление дня. Таким образом, вам трудно сосредоточиться на повторении джапы.
Хотя вы знаете, что это неправильно, страсть не позволит вам замедлиться. Таким образом, вы снова работаете до позднего вечера, дочитываете свои последние круги в полусне, и на следующее утро просыпаетесь поздно. Иногда вы бросаетесь к своему компьютеру или смартфону, чтобы проверить сообщения и электронную почту сразу после того, как встали. Вы знаете, что это неправильно, но…
Страсть – это враг мантры «Все, с меня хватит». В страсти оптимизм и надежда на новые достижения покрывают любое признание того, что эта деятельность не подходит для меня, для моей семьи или для моей духовной жизни. В страсти мы никогда не говорим: «Так как это не делает меня счастливым, так как это не помогает мне, так как это не соответствует бхакти, я должен отказаться от этого». В страсти мы говорим: «Я могу продолжать делать все это, но буду более серьезно относиться к бхакти и упрощу свою жизнь». Однако этого никогда не происходит.
Это изменение происходит только тогда, когда вы достигаете гуны благости.
Благость – это тот уровень, на котором вы можете выбирать и действовать так, как вам нравится. Это уровень «Я знаю, что должен, и буду это делать». Вы намечаете правильные цели, определяете правильные способы их достижения, а затем выполняете эти правильные действия. «Просто сделайте это» – классическая мантра гуны благости.
Поэтому, когда шастры говорят нам такие вещи, как «будь полон энтузиазма», «будь терпеливым» или «будь терпимым», они обращаются к нам с призывом действовать в благости. В противном случае, из-за страсти или невежества не представляется возможным, что вы можете что-то сделать просто потому, что это правильно. И именно из-за страсти и невежества вы заходите в тупик и беспомощно задаете такие вопросы: «Как мне выпутаться из этих неприятностей?», «Как мне стать лучше?», «Как я могу измениться?» или приводите оправдания (которые мы считаем тонкими наблюдениями), что вы не можете «просто сделать это». Невежество и страсть полны оправданий, которые логичны только для тех, кто приводит эти оправдания.
У вас есть сила
Понимание того, что мы способны справиться со многими сложными проблемами и препятствиями или преодолеть их, имеют огромное значение в нашей жизни. Прабхупада ясно выражал это настроение и понимание всякий раз, когда ему говорили, что некоторые преданные испытывают трудности с выполнением своих обетов, данных во время посвящения.
(Обеты, данные во время посвящения, – это большая тема, и я не рассматриваю их здесь, поскольку я писал об обетах в других вестниках. Мое намерение состоит не в том, чтобы осуждать тех, кто не может полностью следовать своим обетам, но в том, чтобы помочь всем нам понять, что мы можем сделать больше, чтобы следовать им, чем нам кажется.)
Когда Прабхупаде сказали, что некоторые преданные не повторяют свои круги, он спросил, едят ли они и спят ли они. Он сказал, что если они не могут закончить свои круги, им следует сократить время, которое они тратят на еду или сон, чтобы найти время дочитать свою джапу. Другими словами, Прабхупада говорит, что если вы полны решимости закончить свои круги, вы сделаете все возможное, чтобы сдержать свой обет.
Реакция Прабхупады на преданных, одолеваемых невзгодами, часто была в настроении: «Почему вы позволяете себе впадать в это состояние?»
Примените процесс
Давайте применим то, что мы изучаем. Подумайте о том, что вы хотели бы прекратить делать, или о том, что вы не делаете, но хотели бы начать делать (или делать больше), и запишите это.
Хорошо. Теперь я хочу, чтобы вы сделали следующее.
На старт!
Внимание!
Марш!
Возьмите на себя обязательство сделать то, что вы только что записали!
Вы делали это раньше
Вы можете это сделать. Вы уже делали это раньше. Начав серьезно относиться к сознанию Кришны, вы взяли на себя огромное обязательство. Вы добавили новые виды деятельности в свою жизнь и прекратили старые. Как вы это сделали? Вы просто решили: «Это то, что я собираюсь сделать». С таким отношением и несмотря ни на что, вы просто сделали это. Даже помешанные на сексе и наркотиках хиппи становились садху, иногда за считанные дни. Это ясно демонстрирует силу установки «просто сделай это» в сочетании с процессом бхакти и милостью гуру и Кришны.
Но я же не контролирующий?
Теперь вы можете сказать: «Но, Прабху, звучит так, как будто вы говорите, что мы контролируем, – что мы можем сделать все, что задумали. Это звучит материалистично. Это не наша философия. В достижении успеха мы полностью зависим от Кришны».
Вы правы, но это «правота» с оговоркой.
Однажды преданная спросила Прабхупаду, можно ли молиться Кришне, чтобы преодолеть свои проблемы. Прабхупада сказал: «Да, вы можете молиться, если вы также что-то делаете для преодоления этих проблем». Другими словами, самодисциплина – это как раз и означает, как явствует из самого термина, что вы контролируете себя. Итак, в какой момент появляется Кришна? Он дает нам силу и решимость, необходимые для преодоления наших проблем. Однако прежде чем Он сделает это, мы должны принять обязательство. Как часто говорил Прабхупада, Кришна не велел Арджуне идти спать и не обещал, что Он сделает все Сам. Нет. Кришна сказал ему: «Ты должен сражаться, и тогда Я все сделаю».
Кришна побежит с вами, но Он не побежит вместо вас. Нам необходим такой уровень веры, который говорит нашему сердцу: «Я могу сделать это, потому что Кришна мне поможет». Считаете ли вы, что Кришне трудно поднять вас рано утром? Он может поднять холм Говардхан с помощью мизинца, так что вытащить вас из постели – это для Него пустячное дело. Но Он даже не станет пытаться, если у вас нет искреннего желания получить Его помощь. Итак, все, что нам нужно сделать, это хотеть чего-то достаточно сильно, чтобы привлечь внимание Кришны. Тогда, если Кришна поможет нам, то нам не о чем будет беспокоиться.
Я взял на себя обязательство, но проблема все еще есть
Распространенным сценарием является то, что вы принимаете обязательство, но анартха остается. Когда вы берете на себя обязательство, это не всегда означает, что анартха сразу исчезает. Кришна очистит вас от анартх в свое время в соответствии с тем, как вы отдаете себя процессу бхакти. Очищение от анартх происходит на разных уровнях бхакти. Правильное применение процесса бхакти зависит от вас, но когда вы достигнете более высоких уровней сознания Кришны – это зависит от Кришны.
То, что вы действительно контролируете сейчас, – это та власть, которую анартхи имеют над вами. Ваше обязательство состоит в том, чтобы отказаться подчиняться требованиям ваших анартх. Когда вы примете на себя обязательство, интенсивность проблем, которые вызывает у вас анартха, уменьшится.
До тех пор, пока у человека есть материальное тело, потребность в удовлетворении чувств будет сохраняться. Однако преданного не беспокоят такие желания, т.к. он черпает удовлетворение в самом себе. (Комментарий к «Бхагавад-гите», глава вторая, текст 70).
На самом деле это всего лишь азбука бхакти, но почему-то мы часто забываем эту простую истину и утрачиваем силу духа из-за присутствия ненужных желаний в нашем сердце.
Один преданный сказал Прабхупаде: «Мне трудно контролировать свой язык». Прабхупада ответил: «Я знаю, у меня тоже есть язык», указывая на то, что побуждения чувств существуют у всех, у кого есть материальное тело. Важно то, как вы справляетесь с этим.
Это может быть темой целой статьи. Способность не стать жертвой материальных желаний и не утратить из-за них присутствия духа крайне важна для того, чтобы сохранять энтузиазм в преданном служении, несмотря на «веские причины» пасть духом.
Да, но…
Теперь, вы, возможно, скажете: «Да, все это звучит хорошо, но…»
О нет, опять это «но»! Вы знаете, что вы делаете с собой, когда говорите «но?» Вы разрешаете себе иметь веские причины, по которым вы должны потерпеть неудачу. Вы собираете доводы в пользу того, почему вы не можете что-то сделать. Полагаю, это имеет смысл, если вы не хотите этого делать, и вам нужна порция жалости к себе. В этом случае слово «но» весьма полезно.
Надеюсь, вы не живете в этих темных областях сознания. Тем не менее, важно более тщательно изучить, что означает «но».
«Но» – это аргумент в пользу ваших ограничений. И, отстаивая свои ограничения, вы получаете возможность сохранить их. «Но» заставит вас медлить, прятаться за страхом и придумывать всевозможные оправдания для обоснования своего бездействия.
«Но» – это парализующее слово и классический способ реагирования в гуне невежества.
Многие преданные говорят: «Я пробовал несколько раз, но это не сработало». Затем они используют это как оправдание, чтобы прекратить попытки. Не беспокойтесь. Если поначалу у вас ничего не получается, вы нормальный человек. Успех приходит после многих неудач. Каждый мастер был сначала недотепой. Более того, вы потерпите неудачу, только если сдадитесь.
Итак, просто сделайте это. Никто другой не сделает это за вас.
Если у вас все еще есть сомнения, помните: ваша жизнь становится лучше, когда вы становитесь лучше, и ничего не улучшится, если не изменитесь в лучшую сторону вы сами.
Сделайте что-нибудь
Прежде чем мы закончим этот вестник, у меня есть одна просьба. Пожалуйста, посвятите себя тому, что, как вы знаете, вам следовало бы делать (или делать лучше), и испытайте на себе силу фразы «Просто сделай это». Вы можете начать с чего-то простого, например, взять на себя обязательство полностью погрузиться в повторение одного круга в день или ежедневно читать один стих из шастр. Просто посвятите себя чему-то, чтобы вы могли начать укреплять «мышцы», позволяющие вам определять, что вы хотите сделать, и позволяющие вам это делать. Это поможет вам не становиться марионеткой в руках гун природы. Другими словами, когда вы (как духовная душа) этого не делаете, ваш ум, чувства и эмоции контролируют вашу жизнь.
Не тратьте половину своей жизни, рассказывая другим, что вы собираетесь делать, а другую половину – объясняя, почему вы этого не сделали.
Перед выпуском этой статьи я опубликовал свой совет «Просто сделай это» на Facebook, и последовало большое обсуждение. Как я уже сказал, некоторые считают, что это слишком упрощенное решение, в то время как другие говорят, что уже с большим успехом применяют его. Один преданный рассказал, что использовал эту стратегию, чтобы преодолеть свою зависимость от алкоголя.
Размышляя об этой беседе, я пришел к выводу, что наставление Кришны «Просто предайся Мне» на самом деле означает то же самое, что: «Просто сделай это». Конечно, для того, чтобы привести Арджуну в такое положение, потребовалось убеждение, и Кришна шаг за шагом привел Арджуну к тому, чтобы тот принял Его волю. Тем не менее, говоря «предайся», Кришна призывает Арджуну забыть о пошаговом процессе и просто пойти на это. Для меня такой вид предания подобен тому, чтобы холодным утром нырнуть в реку, а не просто медленно зайти в воду. Цель одна и та же, но чтобы добраться до того же места, потребуется гораздо больше времени. Другими словами, в конце концов, нам все равно нужно окунуться в воду с головой.
Кришна сказал: «Предайся!», и Арджуна в конце концов это сделал. Он поднял свой лук и начал сражаться что было сил.
Арджуна выиграл войну, отвоевал свое царство, порадовал Кришну и очистился, показав нам, что великая сила приходит благодаря следованию наставлениям гуру и Кришны. Так что никогда не стоит недооценивать силу фразы «просто сделайте это».
Что также доказывает, что Nike был прав с самого начала.