Озарение 64. Как сбалансировать чувство недостойности
Преданные обычно чувствуют себя неквалифицированными или недостойными служить гуру и Кришне. Это полезно, когда является естественным признаком духовного развития. Но это может быть и вредно, если из-за нездоровой психики мы либо чувствуем себя недостойными получения милости Кришны, либо чувствуем себя недостойными любви Кришны. Духовное чувство недостойности и материальное чувство недостойности – это не одно и то же. Одно является побочным продуктом высокого уровня сознания Кришны, а второе – признак нездорового психического или эмоционального состояния.
Могут ли обусловленные души развить здоровое чувство недостойности? Если да, как это будет выглядеть? И как мы узнаем, что эти чувства не относятся к сознанию Кришны, а являются признаками эмоциональной слабости или проблем? Мы рассмотрим эти и подобные вопросы в данном информационном вестнике.
(Этот вестник основан на лекции, прочитанной мной в Израиле в июне 2012 г.)
Желаю вам всегда думать о Кришне.
Махатма дас.
Разве это не искусственно?
Элементарное понимание сознания Кришны основывается на том, что этот мир является извращенным отражением духовного мира. Мы знаем, что нежелательные качества (такие как ревность, гнев, обида, зависть и т.д.) имеют свои чистые «всеблагие» духовные аналоги. То, что выглядит как материальный недостаток или даже психическое или эмоциональное заболевание, может оказаться признаком возвышенного состояния сознания Кришны. Таким образом, иногда мы видим, как зрелые преданные проявляют крайнюю степень скорби, самоочернение или отчаяние как аспекты своего сознания Кришны.
Как мы должны относиться к этому? Можем ли мы следовать по их стопам? Есть ли такая скорбь, самоочернение и отчаяние, которые соответствуют нашему уровню сознания Кришны? Если есть, то как нам не пасть духом от таких эмоций?
Чувства недостойности имеют свое место в нашей жизни и могут вдохновлять нас, если эти чувства являются подлинными и соответствуют нашему уровню сознания Кришны. Чтобы достичь уровня, на котором мы испытываем подлинное чувство духовной недостойности, нам, прежде всего, необходимо преодолеть свои материальные чувства недостойности. Почему? Потому что эти материальные чувства не полезны для нашего бхакти.
Давайте вначале рассмотрим чувства недостойности, которые наносят ущерб нашему продвижению.
Кто достоин обрести Кришну?
Преданные часто чувствуют себя недостойными получать милость, доброту и любовь Кришны, чувствуя, что Кришна просто будет «метать жемчуг перед свиньями». Чаще всего такие чувства смешиваются или возникают в результате материального чувства недостойности (я плохой, я грязный, я глупый, я…).
Итак, давайте сначала поймем, что Господь не видит нас такими, какими мы можем видеть себя сами.
Каждый, по милости Махапрабху, достоин любви Кришны и, следовательно, достоин стать сознающим Кришну. Как мы все стали достойными? Что мы сделали?
На самом деле, мы ничего не делали. Всё, что мы сделали, это просто существовали. Будучи духовной душой (что, очевидно, не требует никаких действий с нашей стороны), мы имеем право на милость Господа. Любовь Махапрабху так велика, что каждое живое существо является объектом Его любви. На самом деле, Он не может не любить нас.
Теперь вы, возможно, спросите: «Зачем Кришне заботиться обо мне? Я незначительный. Кроме того, я даже не очень люблю Кришну. Я пытаюсь подражать Ему, я пренебрегаю Им, я беру у Него что-то, я критикую Его преданных и всегда думаю о своем собственном наслаждении».
Несмотря на все это, Кришна всегда заботится о нас. Как мы можем это понять? Если бы Он не заботился о нас, то почему Он наделил Своё Святое имя силой премы (т.е. почему Он раздает прему посредством Своего Святого имени)? Если Кришна не хотел отношений с нами, почему Он прислал в этот мир так много Своих вечных спутников, чтобы вернуть нас к Себе, несмотря на наши ошибки и неспособность участвовать в служении Ему? Если Кришна не любит нас, почему Он прислал Шрилу Прабхупаду, который изо всех сил старался, чтобы спасти нас от нашей материальной жизни и предложить билет в духовный мир?
Это лишь небольшое свидетельство того, как Кришна заботится о каждом из нас. Чтобы стать недостойными любви Кришны, мы ничего не можем сделать, разве что продолжать богохульствовать или не слушаться чистых преданных Кришны. Тем не менее, даже если мы считаем, что действительно недостойны, это делает нас еще более достойными получать Его милость. Подобно тому, как бедность дает право на получение пособия от правительства, именно дисквалификация и является причиной того, чтобы быть достойным милости Господа. Если бы Махапрабху распространял любовь к Кришне по цене квалификации, Он давно бы закрыл свой магазин, прекратив бизнес из-за отсутствия покупателей.
Кришна заботится о каждой душе
Неадекватное чувство недостойности может быть вызвано тем, что другие люди вас не любят или недооценивают (или вам так кажется), или личными неудачами в жизни. В таком нездоровом состоянии мы можем чувствовать себя настолько низкими, нечистыми, неразумными или недостойными, что даже Бог не станет искать причину любить нас.
Преданный однажды спросил Шрилу Прабхупаду: «Зачем Кришне заботиться обо мне? У Него так много преданных. У него есть гопи, мальчики-пастушки, его мать и отец, множество слуг».
Мы может чувствовать себя так же. В конце концов, мы знаем, что мы несовершенны и не всегда сознаем Кришну. Поэтому можем легко подумать: «Зачем Кришне заботиться обо мне? У Кришны так много любящих преданных, а у меня нет ни капли любви к Нему. Разве Он захочет общаться с такой неприметной личностью, как я?»
Прабхупада объяснял, что если вы повредите палец, то попытаетесь его спасти. Вы же не скажете врачу: «Пускай этот палец отпадет, у меня есть девять других пальцев». Подобным образом, Кришна не думает: «У меня есть множество других преданных, так что какое мне дело до тебя?» Он так не думает, потому что Кришне дороги все!
Мы доставляем Кришне уникальное удовольствие
Вишванатха Чакраварти Тхакур описывает, что каждое живое существо имеет свои неповторимые отношения с Кришной, и, таким образом, Кришна испытывает уникальное удовольствие от отношений с каждым. Другими словами, с каждым из нас Кришна наслаждается своим, неповторимым вкусом отношений. Это означает, что Он стремится попробовать ту или иную расу с каждым из нас. Более того, у него есть уникальный способ ответить взаимностью каждому ‒ это уникальный вкус, который Он предлагает всем и каждому.
Но это не значит, что Кришна относится к нам двойственно. Он очень хочет отношений с нами ‒ настолько, что активно пытается вернуть нас к этим отношениям. Проблема не в том, что Кришне нет дела до отношений. Трудность появляется только тогда, когда мы сами недостаточно заботимся об отношениях. Это означает, что проблема не в том, что Кришна чувствует, что мы недостойны отношений; проблема в том, что мы не чувствуем себя достойными отношений.
(Это также может означать, что чувство недостойности порой служит нам оправданием, чтобы не прилагать усилий в наших отношениях с Кришной должным образом).
Мы неверно понимаем любовь Кришны
Если кто-то делает нам подарок, мы можем чувствовать себя недостойными принять его, но из уважения и взаимной любви все равно принимаем этот подарок. В конце концов, было бы неэтично не принять чье-то выражение любви из-за того, что мы чувствуем себя недостойными этого. Точно так же Кришна дарит нам Себя посредством Святого имени, духовного учителя, санги преданных, Своих храмов, через арча мурти – множеством способов – и мы отвергнем Его любовь, если скажем: «Нет, я не собираюсь принимать эти подарки, потому что я не достоин их». Если бы мы сказали это, Кришна ответил бы: «Неважно, что ты недостоин. Я даю тебе Себя. Мой критерий не в том, достоин ли ты. Я отдаю Себя тебе не потому, что ты достоин, а потому, что Я люблю тебя». Так что вопрос не в том, достойны мы или нет. Все сводится лишь к получению любви Кришны.
Кришну зовут Расараджа, Царь отношений. Кришна очень успешен в этом, и если Он хочет отношений с нами, мы не можем отвергать Его, говоря: «Нет, не ожидай от меня большой взаимности, ведь я не достоин отношений с Тобой». Разве мы настолько глупы, чтобы сказать Кришне: «Я недоступен для Тебя!»
Хватит валять дурака
На идиш есть выражение «putzing» («валять дурака»). Если кто-то «валяет дурака», это означает, что он занят множеством бесполезных дел, которые ни к чему не приводят. «Валять дурака», в общем-то, означает, как пел Боб Дилан, «быть занятым ничегонеделанием».
Мы все очень заняты в материальном мире, делая миллионы дел, которые в конечном итоге представляют собой ни что иное, как подготовку нашего следующего рождения. Другими словами, мы склонны быть экспертами в «валянии дурака». Бывало ли у вас такое, что вы торопитесь на встречу и просите кого-то из членов семьи сесть в автомобиль, но они не спешат это сделать, т.к. заняты чем-то не очень важным?
Точно так же Кришна призывает нас покинуть этот мир, потому что мы «слоняемся» здесь, делая миллионы неважных дел.
Кришна говорит: «У меня есть для тебя место в Моем доме. Твое духовное тело готово; твое служение готово; есть все условия для твоего вечного пребывания. Хватит валять дурака, возвращайся домой!»
Кришна нас ждет
На лекции в Майяпуре Джананиваса прабху сказал: «Кажется странным, что Мадхава (Божество Майяпура) играет на своей флейте, ведь Кришна играет на флейте, чтобы позвать Радхарани и гопи. Поскольку Радхарани и гопи уже там (на алтаре в Майяпуре), Кришне не нужно играть на флейте. Так почему же Он играет? Он играет на своей флейте, чтобы позвать нас! Его флейта поет песню, которая звучит примерно так: «Возвращайся домой. Я жду тебя. Хватит валять дурака. Неужели то, что ты делаешь, так важно?»»
В конце лекции, которую я давал в одном из колледжей Индии в начале этого года, декан выразил свои чувства таким образом: «В чем проблема, если я остаюсь в материальном мире жизнь за жизнью, и при этом я счастлив? Я создаю хорошую карму, служу другим и никому не причиняю вреда».
Я сказал ему: «Кришна хочет, чтобы вы вернулись к Нему. Он ждет вас». И я почувствовал, что он оценил этот ответ. В тот же вечер он с воодушевлением сказал мне: «Вы дали мне понять, что Кришна ждет меня».
Вот как мы должны думать. Мысли о том, достойны вы или нет, просто мешают вам понять тот факт, что Кришна нас ждет.
Хотите ли вы танцевать с Кришной?
Шрила Прабхупада часто заканчивал свои лекции ободряющими словами. Иногда он говорил, что однажды вы увидите Кришну лицом к лицу точно так же, как мы видим друг друга. Иногда он говорил, что когда-нибудь вы будете танцевать с Кришной. Когда Шрила Прабхупада дает такие обещания, мы не должны говорить: «Да, но не я. Я слишком бесполезен. Я не достоин или не квалифицирован». Это означает: «Нет, я просто останусь здесь, чтобы дальше валять дурака. Это все, на что я гожусь».
Кришна ждет, чтобы танцевать с нами. Что же мы за глупцы, если оправдываемся, чтобы не присоединиться к танцу?
Всепривлекающий пытается привлечь нас
Кришна не обязан был приходить в материальный мир. Тем не менее, Он пришел и совершал Свои лилы, чтобы привлечь нас обратно к Себе. На самом деле все, что делает Кришна, в конечном итоге делается с этой целью. Другими словами, Он действует только для того, чтобы помочь нам восстановить наши отношения с Ним. Он создает материальный мир, чтобы дать нам возможность изменить себя, и Он являет Свои игры, чтобы привлечь наш разум и сердце к Нему. Это означает, что Он совершает Свои игры, чтобы пробудить нашу любовь к Нему. Попытайтесь почувствовать эту привязанность, когда услышите о Его лилах, и ощутить, как Он привлекает вас к отношениям с Собой. Читая «Шримад-Бхагаватам», между строк вы можете услышать, как Кришна говорит: «Пожалуйста, прими Мою любовь. Будь добр, присоединяйся ко Мне в Моей вечной лиле».
Кришна привлекает нас через Своих преданных
Точно так же, читая комментарии Шрилы Прабхупады, за его словами вы можете почувствовать, как Прабхупада выражает любовь и сострадание. Конечно, там также присутствует суть послания, но за строками послания позвольте себе почувствовать любовь, которую Шрила Прабхупада испытывает к вам и ко мне, и ко всем обусловленным душам.
Любовь Прабхупады к нам является еще одним доказательством любви к нам Кришны. Прабхупада – посланник любви Кришны, поэтому он равно любит нас всех. Прабхупада любит всех до такой степени, что никогда не отвергает человека, если тот готов служить Кришне, каким бы падшим человек ни был.
Позитивное чувство недостойности
Тем не менее, как указывалось ранее, существуют настоящие чувства недостойности, соответствующие нашему уровню развития. Эти чувства естественны и полезны для бхакти. Каковы же эти настоящие чувства для преданных-неофитов и как они проявляются?
На стадии вайдхи–садхана бхакти чувство недостойности проявляется двумя способами: признательность и смирение. Признательность выражается в благодарности за то, что Кришна принимает нас и наше служение, несмотря на наши прошлые грехи и нынешние ошибки, если мы просто искренне стараемся служить Ему и Шриле Прабхупаде. Невзирая на недостаток нашей квалификации, Кришна милостиво дает нам много служения. Когда мы размышляем о том, как Кришна позволяет нам, несмотря на дисквалификацию, заниматься служением Ему, наша благодарность Ему за служение, которое Он нам дает, растет. Таким образом, чувство недостойности помогает нам рассматривать своё служение как драгоценный дар и благословение.
Чувство недостойности также заставляет нас чувствовать себя беспомощными. Правильно воспринятая беспомощность – это проявление смирения в соответствии с нашим нынешним уровнем сознания Кришны. Это выражается в нашей полной зависимости от Кришны в отношении руководства, разума и способности хорошо выполнять свое служение, а иногда даже просто в возможности служить. Именно благодаря такому смирению мы быстро продвигаемся в сознании Кришны. Таким образом, чувства недостойности, когда они проявляются в сознании Кришны, становятся одним из наших величайших союзников в садхана бхакти, потому что смирение является неотъемлемым условием продвижения в сознании Кришны.
Заключение
Поэтому мы должны чувствовать себя недостойными. Мы не заслуживаем любви Кришны. Мы не достойны даже быть преданными. Мы отвернулись от Кришны, мы бросили Ему вызов, мы не повиновались Ему и даже пытались занять Его положение.
Тем не менее, Кришна игнорирует все это и прощает нас. Его стремление к отношениям с нами настолько сильно, что Он не позволит этому помешать. Поскольку Кришна не допустит, чтобы наши собственные недостатки встали у нас на пути, мы также никогда не должны допускать, чтобы они нам мешали. Скорее нам стоит позволить нашему чувству недостойности приблизить нас к Кришне. Это то, что Кришна ожидает от нас.
В «Брихад-бхагаватамрите», когда Гопа-кумар приходит в духовный мир и впервые встречается с Кришной, Господь говорит ему: «Почему тебя так долго не было? Почему ты заставил так долго ждать себя? Я так по тебе скучал!»
Да, Кришна действительно скучает по нам. Давайте перестанем валять дурака, ведь Кришна ждет нас!