Озарение 58. Решимость и обусловленность
Окружающая среда
Есть различные факторы, которые необходимо учитывать, для того чтобы сохранять мотивацию. Сперва давайте рассмотрим создание условий для поддержки своих целей. На наших семинарах по джапе мы обсуждаем создание Священного Пространства – среды, которая поддерживает качественное повторение. Это необходимый ингредиент для хорошей джапы.
Проблема в том, что часто мы сами являемся своим злейшим врагом. Зачастую мы усложняем себе жизнь, находясь в условиях, которые не согласуются с нашими желаниями. Иногда мы создаем ту самую среду, которая вредит нам, но обвиняем в своих проблемах окружающую среду. Хотя создание Священного Пространства необходимо – и нам следует заставить себя воспевать в своем Священном Пространстве – постоянное воспевание в Священном Пространстве приходит как результат желания повторять джапу качественно. Помните, что наша среда является продуктом нашего собственного сознания.
Если мы хотим повторять хорошие круги, но не создаем надлежащего пространства и не выделяем время для хорошего воспевания, то наш образ жизни не поддерживает эту цель. Если это так, то необходимо честно сказать, что мы на самом деле не исполнены решимости качественно повторять джапу. Мы можем сказать: «Нет, прабху, я действительно хочу повторять круги хорошо, но…». Это, вероятно, означает, что мы не хотим делать то, что необходимо, чтобы действительно хорошо повторять джапу. Важно признать это, чтобы осознавать, что настоящая проблема заключается именно в этом, и решать ее.
Вы хотите этого или вы привержены этому?
Наша деятельность должна быть сообразна нашим целям. Но часто это не так: «Я хочу похудеть, но не хочу заниматься спортом. Я хочу быть богатым, но не хочу работать. Я хочу быть образованным, но не хочу учиться. И я хочу повторять хорошую джапу, но не хочу рано вставать, не хочу полностью посвящать себя своим кругам, не хочу…».
Обязательство и желание – это не одно и то же. Если у нас есть приверженность, мы делаем то, что требуется, чтобы приблизиться к нашей цели. Если мы просто хотим чего-то, но не преданы делу, мы не приложим достаточно усилий, чтобы достичь результата. Когда у нас нет приверженности, вполне вероятно, что мы приводим оправдания, почему мы не можем достичь цели. Тем не менее, в каждом оправдании содержится нежелание делать что-то необходимое для достижения своей цели.
Есть ли что-то такое, чего вы не хотите делать, чтобы лучше повторять джапу? Как бы то ни было, это те самые оправдания, которые мешают вам повторять джапу лучше.
Уморить голодом внутреннего демона
Вот еще один способ мотивации, который я считаю эффективным. Кришна рекомендует контролировать низшее «Я» при помощи высшего «Я». Один из способов сделать это – напоминать себе о том, чего хочет мое высшее «Я», а также о том, что я не хочу того, чего хочет мое низшее «Я». Обнаруживая обусловленную реакцию на какую-то ситуацию, я напоминаю себе, что это не то, чего я хочу, и это не тот способ, которым я хочу реагировать: так действует всего лишь обусловленная часть меня. Затем я на практике закрепляю тот способ, которым предпочитаю реагировать. Это помогает мне оставаться на связи с той частью меня, которая является преданным.
Как говорит Шрила Прабхупада, преданный и демон находятся в одном теле. Мы хотим кормить преданного и поддерживать его здоровье и уморить демона голодом.
Сосредоточьтесь на том, куда вы хотите отправиться
Связь с моими желаниями в сознании Кришны помогает мне сосредоточиться на том, куда я хочу пойти, а не туда, куда я идти не хочу. Важнее не то, где мы находимся сейчас, а то, куда мы стремимся прийти. Мы развиваемся, сосредотачиваясь на том, что мы можем сделать, а не на том, чего не можем; на том, куда мы хотим идти, а не на том, почему нам не нравится то место, где мы находимся.
Подумайте, как чудесно будет, когда мы немного приблизимся к желаемому. Если представлять себе, что вы будете чувствовать, когда туда попадете, это послужит вам стимулом. Когда я вижу преданного, имеющего качества и черты характера, которыми я хотел бы обладать, я думаю, как хорошо было бы стать таким, как он или она.
Искренность, которая привела нас к Кришне
Когда наши действия не соответствуют нашим целям, мы позволяем материальной природе принимать решения за нас, вместо того чтобы принимать решения самим. Придя в сознание Кришны, мы объявили войну майе. Мы отвернулись от материальной жизни и не позволяли материальным ситуациям влиять на наше решение. Мы знали, чего хотим, и двигались к этому.
Искренность в стремлении к цели, которая привела нас к Кришне, ‒ это то, что поможет нам оставаться в сознании Кришны. Утрачивая связь с этой искренностью, мы ослабляем одну из самых важных спасательных нитей, связывающих нас с Кришной.
Ментальные впечатления
Также существует проблема неспособности преодоления собственных обусловленностей, которых мы можем даже не осознавать в полной мере. Когда мы позволяем своей обусловленности мотивировать наши действия, обусловленность усиливается. Когда мы действуем в сознании Кришны, это усиливает наше желание служить Кришне. Таким образом, проблема любого действия, которое не согласуется с нашими целями, состоит в том, что оно усиливает желание выполнять эти действия.
Чтобы противостоять этому, мы должны действовать в соответствии с нашими целями, даже когда нам этого не хочется, так как действия имеют тенденцию повторяться. На санскрите это называется самскарами ‒ тенденциями или ментальными впечатлениями. Мы обычно называем это привычками.
Начните вчера
Если вы ждете, что у вас появится желание действовать, прежде чем делать что-то важное, то это неразумно. Возможно, так вам придется ждать еще несколько тысяч жизней, прежде чем вы, наконец, сможете приступить к делу. Надо просто действовать! Когда нужно действовать? Я слышу, как вы говорите: «Хорошо, я сделаю это завтра». В Америке, если спрашивают, когда мы хотим, чтобы было сделано что-то срочное, отвечают: «Я хочу, чтобы это было сделано вчера». Поэтому, если вы не решаетесь согласовывать ваши действия со своими целями, я предлагаю начать вести себя по-новому «вчера».
Само действие со временем создаст желание действовать таким образом снова. Если человек, который говорит, что слишком устал, чтобы заниматься физическими упражнениями, ждет, когда ему захочется заниматься, он может никогда не начать этого делать. Но если он просто сделает это, то почувствует себя лучше и в конечном итоге полюбит физические упражнения. Дело в том, что довольно часто вы не способны одними лишь мыслями побудить себя действовать по-новому. Но новыми действиями вы можете побудить себя по-новому мыслить.
Что касается джапы, то посредством регулярной качественной практики мы хотим создать позитивные джапа-самскары. Как только мы выработаем позитивные привычки в её повторении, наша джапа естественным образом станет неизменно лучше. И вы всегда сможете повторять джапу таким образом.
Мотивация – это то, что побуждает начать двигаться вперед. Привычка – то, что побуждает продолжать двигаться.