Озарение 57. Возможно ли прощение до того, как мы очистимся?
В эту эпоху Кали золотая аватара Шри Чайтанья Махапрабху призывает нас практиковать киртану в смиренном состоянии ума, проявляя качества терпения и прощения, которые свойственны дереву. Это наставление не предназначено для осознавших себя душ, так как они уже смиренны, терпеливы и способны прощать. Это наставление предназначено для тех, кто хочет стать осознавшей себя душой. Если мы думаем, что прощать способны только святые, то стоит задуматься, может ли это быть оправданием для того, чтобы удерживать обиды. Мы можем думать: «Поскольку я не чист, я не могу полностью простить, поэтому быть обиженным – естественно». Так как обида может служить удобным способом обвинить кого-либо или что-либо в наших личных проблемах, она является отличным «козлом отпущения». Нам кажется, что обида держит нас, и поэтому мы ощущаем это как нечто естественное. На самом же деле это не обида держит нас, а мы держимся за обиду и питаем ее. Если мы перестанем кормить ее, она умрет. Вместе с духовным продвижением развиваются хорошие качества, при этом наше продвижение происходит благодаря тому, что мы практикуем хорошие качества до тех пор, пока они полностью не проявятся. Другими словами, путь к прощению вымощен практикой прощения.
Практиковать прощение означает не говорить плохо о людях, которые причинили нам боль, и не рассказывать другим снова и снова, как сильно мы пострадали. Прощение дает возможность практиковать праведное поведение путем проявления доброты к тем, кто нас обижает. В эволюции нашего духовного развития нам необходимо прийти к тому, чтобы не желать зла другим людям, даже тем, кто причиняет нам боль.
Шрила Прабхупада просил всех своих учеников, даже новичков в сознании Кришны, культивировать качество прощения. Если бы практиковать прощение было невозможно уже на начальных ступенях бхакти, он бы не стал просить нас об этом. Прабхупада знал, что благодаря практике прощения мы обретем подлинную способность прощать, потому что обычно легче начать действовать по-новому, чем начать думать по-новому. Так что, если вы когда-нибудь спросите себя: «Как я могу простить?», ответ будет: «Просто начните практиковать прощение».
Кроме того, прощение означает взять ответственность за то, что мы чувствуем. Если мы чувствуем обиду, это не дает нам права действовать, говорить и думать с обидой.
Ведическая литература содержит множество рассказов о прощении, сострадании, терпении и смирении. Вместо того, чтобы рассматривать их как рассказы об исключительных душах, c поведением которых сложно сравниться, из этих историй мы можем черпать вдохновение для того, чтобы развивать те же качества и жизненные убеждения, которыми обладают великие души. С этим вдохновением в сердце мы сможем привлечь милость, необходимую нам для того, чтобы по-настоящему научиться прощать.
Если нам не удается прощать, то, скорее всего, это означает, что мы поддерживаем огонь обиды и не желаем гасить пламя. Проблема в том, что если мы будем ждать, пока не почувствуем готовность простить, то, возможно, нам придется ждать всю жизнь. Лучше начать практиковать прощение уже сегодня. Как? Для начала потушите пламя под своим котлом обиды.