Озарение 44. Интенсивная терапия
Влияние самскар и окружающей среды на наши обеты
Проанализируйте свою повседневную деятельность в отношении обетов, которые вы приняли, определив, поддерживает ли ваш нынешний образ жизни ваш обет или подрывает его. Например, вы когда-нибудь чувствовали, что из-за того, как вы живете, действуете или думаете, вам трудно соблюдать некоторые из ваших обетов? Если так, то это тревожные сигналы, на которые необходимо обратить внимание.
Прабхупада описывает махатму как человека, который не позволит себе оказаться в ситуации, которая не помогает ему достичь осознаний, необходимых для того, чтобы оставаться в сознании Кришны.
В обусловленном состоянии преданное служение и обусловленное служение, направленное на тело, иногда будут проходить параллельно друг другу. Но опять же, иногда эти действия становятся противоположными друг другу. Насколько это возможно, преданный осторожен, и старается не делать ничего такого, что могло бы нарушить его здоровое состояние. Он знает, что совершенство его деятельности зависит от его последовательной реализации сознания Кришны («Бхагавад-гита» 9.30).
Прабхупада объясняет нам, что для того, чтобы должным образом следовать своим обетам, мы должны вести образ жизни, который дает нам осознание и силу, необходимые для продолжения выполнения этих обетов. Таким образом, чтобы укрепить способность следовать своим обетам, вы должны сосредоточиться на всех действиях, которые вам необходимо сделать (и которых следует избегать). А также на обстановке, поддерживающей эти обеты, которую вы должны создать. Но если мы этого не делаем, вероятно, это указывает на то, что мы недостаточно серьезно относимся к своим обетам (или же не осознаем, насколько наше окружение влияет на нас).
Все ваши действия создают самскары, ментальные впечатления или умонастроение. Таким образом, все, что вы делаете, говорите, видите, едите и т.д., влияет на ваше сознание. Когда вы анализируете это, то все больше осознаете взаимосвязь между тем, что вы делаете, и тем, как вы думаете и чувствуете. Возможно, иногда вы испытывали недостаток интереса или вкуса к воспеванию или садхане. Если так, вероятно, это связано с тем, что вы недавно делали (или не делали), говорили, ели, слушали и т.д.
Как вы можете внести изменения в поведение, которое трудно поменять, например привычное для вас поведение? Самскары в значительной мере создаются благодаря тому, что мы видим. Поэтому, когда вы видите кого-то с такими качествами, которыми вы хотели бы обладать, или когда видите, что кто-то ведет себя так, как вы хотели бы действовать, это создает у вас ментальные впечатления, и у вас появляется желание быть или вести себя как этот человек. Даже слушание о том, чтобы быть или действовать определенным образом, также обладает большой силой!
Когда в вашем сознании создается определенное впечатление, оно создает склонность к тому, чтобы мыслить определенным образом, а значит, и определенным образом действовать. Поскольку эти мысли и действия повторяются (как правило, ежедневно у нас появляются одни и те же мысли), это всё больше углубляет и закрепляет впечатление в подсознании, вызывая дальнейшее повторение данных действий. Конечно, если действие желательно, это хорошо. Но если оно нежелательно, это формирует вредную зависимость.
Подумайте об обетах, которым вы хотите лучше следовать или которые собираетесь дать, а затем определите, как ваша жизнь должна измениться, чтобы поддерживать эти обеты. Сможете ли вы осуществить эти изменения? Сможете ли вы придерживаться их? Ответы на эти вопросы помогут вам определить, насколько вы готовы следовать данным обетам.
Таким образом, возникает два вопроса: для начала – зачем давать обеты, и что мешает вам полностью принять в свою жизнь обеты, которые вы дали? Например, в буддийской философии обеты принимаются для приобретения добродетелей, которые заключаются в способности проявлять или воздерживаться от определенного поведения, и которые отсутствуют до принятия обета. Способность не убивать – это правильная идея, но принятие обета не убивать и следование этому обету с энтузиазмом создает кармический импульс, который возвышает сознание практикующего так, как на это неспособно само по себе воздержание от данного действия.
Точно так же в программе «Двенадцать шагов» решение, принятое на третьем этапе, заключается в том, чтобы от всего сердца принять участие в проработке шагов с четвертого по двенадцатый для обретения духовного пробуждения. Двенадцатый шаг гласит: «Получив духовное пробуждение как РЕЗУЛЬТАТ этих шагов, мы попытались донести это послание (алкоголикам) и применять данные принципы во всех наших делах».
Таким образом, чтобы создать положительные кармические результаты, должна быть ощутимая форма приверженности, которая выходит за рамки простых сантиментов. Шаг четвертый в «Большой книге анонимных алкоголиков» гласит: «Глубоко и бесстрашно исследовать себя с моральной точки зрения». Шаг пятый продолжает: «Мы признали перед Богом, собой и другим человеком истинную природу своих ошибок». Наконец, шаг десятый гласит: «Мы продолжали наблюдать за собой, а когда ошибались, немедленно признавали это». Итак, как все это относится к укреплению нарушенных или ухудшенных обетов или принятию новых обетов в сознании Кришны? Интегрируя в нашу жизнь священные, но часто игнорируемые традиции исповеди, мы можем ощутить себя обновленными и восстановить свою способность хранить обеты.
Давайте рассмотрим, как этот процесс может быть применен на практике для тех из нас, кому трудно поддерживать свои обеты. Во-первых, будьте честны с самим собой о своем состоянии. Для большинства людей это самый сложный шаг. Причиной этого обычно является вина и стыд. Чувство вины, если оно принимает форму угрызений совести, будет мотивирующим фактором для того, чтобы быть честным относительно своей ситуацией. Однако, принимая форму стыда, вина становится одновременно помехой и оправданием для продолжения пребывания в гуне невежества из-за того, что вам больно взглянуть правде в глаза и увидеть, кем вы позволили себе стать. Помните, что все, что делается в темноте, в конце концов, выходит на свет. Страх – это еще один камень преткновения для большинства людей: страх подвести себя, подвести своего Гуру, подвести Кришну. Третий и, пожалуй, самый пагубный недостаток, препятствующий честности, ‒ это ложная гордость. Помните, что гордыня всегда предшествует падению, и мы должны смириться перед Господом Кришной, который является единственным истинным господином. Не позволяйте ложному эго находиться между вами и Кришной!
Следующим шагом является поиск опытного преданного, которому вы можете признаться в своих недостатках, который способен помочь вам увидеть вашу ситуацию в реальном свете, в то же время, проявляя сострадание и уверяя вас в возможности получить прощение и в том, что у вас есть шанс возвратиться на прямой путь. Т.е. к следованию вашим обетам и обязательствам. Этот преданный должен обратить внимание на наличие эгоцентричного и эгоистичного поведения с вашей стороны, которое вы, возможно, за собой не замечаете. Также он должен быть стойким и строгим в своих собственных обетах, чтобы вы могли получить помощь, а не столкнуться с попустительством.
Важно помнить, что когда вы падаете с более высокого уровня сознания, то попадаете в те же ловушки, в которые в подобной ситуации попадали и другие люди. Поэтому, признав их и выслушав советы опытного старшего преданного, вы делаете важный шаг к тому, чтобы вернуться к системе ценностей, которую сами добровольно выбрали во время принятия обетов. Будьте смиренны, открыты, честны и восприимчивы, и позвольте бесконечной милости Господа Кришны Чайтаньи проникнуть в ваше сердце и помочь вам вернуться на уровень истинного бхакти. Вспомните, что вы приняли эти клятвы, чтобы ваши внутренние ценности могли соответствовать вашим внешним действиям, и порадуйтесь, что милость Господа безгранична, как океан.
Шрила Прабхупада сказал следующее об исповеди:
«Мы столько лет прожили, не будучи сознающими Кришну, и жили только греховной жизнью. Но Кришна уверяет нас, что, как только человек предается Ему, Он немедленно урегулирует все счета и кладет конец всем греховным поступкам, чтобы человек мог начать новую жизнь. Поэтому, давая посвящение ученикам, мы говорим им: «Теперь счета оплачены. Больше не совершай греховных поступков!»
Не следует думать, что, поскольку Святое имя Кришны может свести на нет греховные реакции, можно совершить небольшое греховное действие и воспевать «Харе Кришна», чтобы нейтрализовать его. Это величайшее оскорбление (намно балад йасйа хи папа-буддхих). Члены некоторых религиозных конфессий ходят в церковь и исповедуют свои грехи, но затем они снова совершают те же греховные поступки. Так какова же ценность их исповеди? Кто-то может признаться: «Господь мой, из-за своего невежества я совершил этот грех», но не следует планировать: «Я совершу греховные поступки, а затем пойду в церковь и исповедую их. Тогда грехи будут нейтрализованы, и я смогу начать новую главу греховной жизни».
Точно так же не следует сознательно использовать повторение «Харе Кришна» мантры, чтобы свести на нет греховные поступки, а затем вновь начать совершать греховные поступки. Мы должны быть очень осторожны. Перед принятием посвящения человек обещает не заниматься недозволенным сексом, не употреблять одурманивающих веществ, не играть в азартные игры и не есть мясо, и этот обет следует соблюдать строго. Тогда человек будет чист. Если человек будет таким ‒ соблюдать чистоту и всегда заниматься преданным служением ‒ его жизнь станет успешной, и у него ни в чем не будет недостатка».