Озарение 41. Это в ваших силах
Я искал один документ у себя в компьютере и наткнулся на письмо, когда-то написанное мной преданному, который недавно вернулся к практике преданного служения. За прошедшие годы у него были свои взлеты и падения, и он написал мне из опасения, что эта модель поведения может возобновиться.
Я подумал, что будет полезно опубликовать это письмо (с некоторыми правками) в качестве одного из выпусков вестника. Я никогда раньше не публиковал писем, поэтому я немного сомневался.
Но, спросив его, могу ли я поделиться этим письмом с другими, я получил вдохновляющий ответ: «Это было одно из лучших проповеднических писем, которые я когда-либо получал, я перечитывал его много раз. Оно помогло мне оставаться на духовном пути». Так мои сомнения развеялись.
Вы можете сказать: «Ну, я не отступил от сознания Кришны. Какое отношение это письмо имеет ко мне?» Полагаю, все мы сталкиваемся с подобным внутренним сражением, стараясь не отступить от пути сознания Кришны, поэтому, на мой взгляд, это письмо актуально для всех.
Я думаю, вы найдете это письмо очень полезным, а может даже судьбоносным.
Желаю вам всегда думать о Кришне.
Махатма дас.
Аудио-версия вестника
Аудио-версия содержит дополнительную информацию, которой нет в вестнике.
Чтобы скачать аудио-версию вестника (на английском языке), нажмите здесь
Вы можете стать сознающим Кришну, несмотря на то, что могло происходить у вас в прошлом, и независимо от каких-либо препятствий, с которыми вы, возможно, сталкиваетесь в настоящее время. Ключом является ваша вера в то, что это возможно, ваше намерение добиться успеха и ваша зависимость от милости Кришны. Я вижу, что вы этого хотите, но, исходя из своей прошлой истории и характера, вы обеспокоены тем, что это окажется невозможным, или что вы даже можете снова отойти от сознания Кришны.
Вы определенно способны добиться успеха. Хотя, если вы не верите в это, всякий раз, когда у вас возникают трудности, вы легко можете начать думать: «Ну вот, мои проблемы и вправду непреодолимы». Таким образом, вы сами будете удерживать себя от достижения своих целей. Как говорится: «Те, кто думают, что потерпят неудачу, всегда терпят неудачу».
Вспомните какую-то негативную мысль. Полностью проникнитесь ею. Например, подумайте о человеке, который причинил вам боль, или о том, что вас сильно беспокоит. Как вы себя чувствуете? Мысли обладают силой. Чувствуете ли вы вес своих негативных мыслей? Подниматься по лестнице сознания Кришны, несомненно, трудно, когда несешь в себе этот ненужный груз. Правда заключается в том, что трудно подниматься куда-либо, если тащишь за собой лишнюю тяжесть.
А теперь подумайте о чем-то позитивном. Подумайте о чем-то таком, что вас вдохновляет в сознании Кришны – о служении, которое вам нравится делать, о нектарном стихе, сладостном киртане, о преданном, которого вы любите. Как вы теперь себя чувствуете? Разве вы не чувствуете прилив сил и энтузиазма – и даже легкости? Позитивные мысли похожи на турбо-двигатель под ногами, который толкает вас к Кришне. Именно такое мышление вам нужно для того, чтобы завершить ваше путешествие обратно к Богу.
Вы можете либо помочь себе, либо усложнить себе жизнь. Необходимо осознавать свои мысли. Проблема в том, что в нашем мыслительном процессе есть тонкий аспект, который мы не всегда осознаем. Этот тонкий аспект – наши убеждения. Подобно осознанным мыслям, они могут придавать нам сил или наоборот, угнетать нас.
У всех нас есть убеждения, о которых мы не знаем. Как же можно их обнаружить? Один из способов – это посмотреть на свою деятельность и спросить: «Во что нужно верить, чтобы действовать таким образом?» Поскольку сложно быть объективным по отношению к себе, вы можете начать с определения убеждений других, спрашивая: «Во что человек должен верить, чтобы вести такую жизнь, которой он живет?» Например, какое убеждение может заставить человека работать так усердно, что он перестанет быть неотъемлемой частью своей семьи? Это может быть убеждение в том, что бизнес и зарабатывание денег важнее семьи, или что ему нужно многое сделать, чтобы реализовать себя. Хотя, если вы поговорите с ним, то увидите, что он, скорее всего, не осознает это свое убеждение. Он скажет, что усердно работает, чтобы содержать семью.
Но что бы произошло, если бы он просто изменил свое убеждение на «Семья важнее моей работы»? Он сделал бы все, что в его силах, чтобы находиться дома как можно больше. Он мог бы устроиться на другую работу, или, может быть, занять другую должность в компании, чтобы ему не пришлось работать допоздна. Как бы то ни было, если его убеждения о важности проведения времени с семьей изменятся, он будет проводить дома больше времени.
Когда что-то повторяется в вашей жизни, обычно это происходит из-за убеждения или внутренней проблемы, которую вы не проработали. Например, если вы постоянно видите ошибки других, скорее всего, это происходит не из-за их ошибок, а из-за вашей потребности выискивать ошибки. Если вы терпите неудачу, это может быть связано с убеждением, что вы недостаточно хороши или умны, чтобы добиться успеха. Это может даже означать, что вы боитесь успеха. И если вы будете действовать и думать как всегда, вы получите те же результаты. Итак, если вы знаете об этих привычках, убеждениях, анартхах и т.д., вы можете работать над ними, изменять их и заменять убеждениями, расширяющими ваши возможности.
Все меняется, когда меняетесь вы. Таким образом, большинство наших внешних проблем на самом деле не там, где мы видим их – это всего лишь симптомы или внешние проявления внутренних проблем.
Важно определить любые свои убеждения, которые подрывают малейшие ваши попытки стать сознающим Кришну. Вновь спросите себя: «Во что должен верить человек, чтобы действовать так, как я?»
Убеждения подобны людям, которые вам что-то говорят. Если бы преданные все время говорили, что вы на самом деле не можете быть в сознании Кришны, потому что вы слабы, слишком обусловлены, слишком привязаны к майе и рано или поздно обречены на падение, вам, очевидно, было бы трудно, а то и невозможно, стать хорошим преданным. Именно это и делают убеждения: они говорят с нами. Это, конечно, хорошая новость, если убеждения позитивны и расширяют наши возможности. Другими словами, наши убеждения неизбежно становятся реальностью.
Хотя грехи прошлого и материальная деятельность на самом деле оказывают на вас влияние, они не являются высшими показателями того, насколько сознающими Кришну вы можете быть. В конечном счете, именно ваше намерение, стремление и надежда, в равной степени подкрепленные практикой преданного служения, имеют ключевое значение. Конечно, необходимо помнить, что успех никогда не достигается одними лишь вашими усилиями. Тем не менее, если вы покажете Кришне, что хотите Его превыше всего, Он будет рядом, чтобы помочь вам. И если Он поможет вам, успех гарантирован.
Вера в то, что вы можете стать сознающим Кришну, что бы ни происходило с вами в прошлом, подтверждается нашей философией. Однако если вы не верите в это, вы не посвятите себя на 100% своей садхане. Говорят, что если вы думаете, что у вас все получится, или если вы думаете, что у вас ничего не получится ─ в обоих случаях вы, скорее всего, окажетесь правы. Если вы не стараетесь изо всех сил достичь сознания Кришны, просто потому, что сомневаетесь, что способны на это, то разрешить эти сомнения поможет ваша твердая вера, что, несмотря на свои недостатки, прошлую обусловленность и ошибки, вы можете стать сознающим Кришну. Другими словами, процесс работает, если вы следуете этому процессу.
Лучше всего смотреть на то, что вам нужно сделать, чтобы быть в сознании Кришны, чем на причины, по которым, как вам кажется, вы этого не можете. Лучше сосредоточиться на том, куда вы хотите идти, чем на проблемах, которые вас удерживают. Чем больше вы сосредотачиваетесь на этих проблемах, тем более обоснованными они становятся – они становятся для вас реальными. Я не верю, что какая бы то ни было из приведенных вами причин способна помешать вам двигаться вперед и обрести стабильность.
Искренне сожалейте о своих ошибках, исправляйтесь и просите о милости. Прошлое не равняется будущему. Прошлое может повлиять на вас, только если вы это позволите.
Если вы чувствуете, что у вас есть препятствия, которые мешают вам быть сознающим Кришну, лучше не смотреть на них как на препятствия, а рассматривать лишь как оправдание. Я не говорю, что на вашем пути нет препятствий. Я лишь отмечаю, что вы не должны использовать их как оправдание того, что вы не в сознании Кришны. Ваш характер может создавать определенные проблемы, но это не значит, что это должно вас останавливать. Это может остановить вас только тогда, когда вы используете это как оправдание. Если какие-то прошлые анартхи особенно негативно влияют на вас, разработайте более эффективные стратегии для борьбы с ними. Если вы действительно хотите быть сознающим Кришну, вы каким-то образом найдете способ обойти, объехать или преодолеть свои препятствия и никогда не позволите себе прикрываться ими.
Вам нужны результаты, а не оправдания, почему вы их не добились. Я вижу, что вы имеете дело с еще одной потенциально негативной силой: чувством вины.
Слишком большое чувство вины может лишить вас сил. Когда кто-то совершал ошибку, Шрила Прабхупада ожидал, что тот не просто почувствует себя виноватым и извинится. Он хотел, чтобы человек предпринял действия для исправления своей ошибки. Есть разница между чувством вины и сожалением. Сожаление ведет к исправлению, в то время как чрезмерная вина обычно заставляет людей заниматься самобичеванием, что, в свою очередь, просто подавляет человека.
Здесь самое важное – признать, что вы сами решили упасть (никто не делает этот выбор за вас, независимо от того, кого вы хотите обвинить), а теперь хотите подняться. Выбор делается на самом тонком уровне и постоянно, каждую минуту.
Очевидно, что простить себя – это для вас проблема. Но посмотрите на это следующим образом:
Кришна хочет, чтобы вы вернулись к Нему, и если вы не прощаете себя, это затрудняет ваше возвращение. Кришна ждет вашего возвращения, поэтому не заставляйте Его ждать дольше, чем необходимо. Кришна прощает вас, и если Он это делает, то, конечно, и вы можете простить себя (если это достаточно хорошо для Него, то хорошо и для вас). Кроме того, если вы думаете: «Я так низок и настолько плох, что не заслуживаю милости Кришны», тогда, если милость придет, вы не примете ее, потому что считаете себя недостойным ее. Возможно, вы и не заслуживаете милости, но вам она необходима. Махапрабху проявляет Свою милость к тем, кто в ней больше всего нуждается. Дайте Ему знать, насколько вам это необходимо. И важно помнить, что милость не является милостью, если вы полностью ее заслуживаете.
Также возможно, что причиной неспособности простить себя является своего рода самосаботаж, внутренний механизм ненависти к себе. На мой взгляд, это соответствует идее ненависти к самому себе, о которой говорится в «Бхагавад-гите» (16.18, комм.) и «Шри Ишопанишад» (стих 3). Зачем же нам делать то, что нам вредит, если у нас есть чувство собственного достоинства и любовь к себе?
Если вы себя любите, то простите себя. Прабхупада писал, что высшее служение – это спасение себя. Но зачем вам это делать, если у вас недостаточно уважения и любви к себе?
Мы все хотим уважения, но часто не в состоянии проявить его к самим себе. Если вы хотите уважения, уважайте себя. Если вы хотите любви, любите себя. Не полагайтесь в этом на других. То же самое с поддержкой. Если вы хотите поощрения, поощряйте себя. В противном случае вы можете, как наркоман, пристраститься к поиску уважения и поддержки извне и искать их где угодно, но только не у самих себя.
Также отмечайте свои успехи как в прошлом, так и в настоящем. Вы стали преданным, вы повторяли «Харе Кришна», вы служили. Это успех. Тот факт, что вы вернулись в сознание Кришны, несмотря на свои личные проблемы, является успехом. Если вы сосредоточитесь на своих неудачах, то почувствуете себя неудачником. Если вы чувствуете себя неудачником, то просто будете ожидать наступления того дня, когда снова потерпите неудачу в сознании Кришны.
Сфокусируйтесь на своих целях. Сосредоточьтесь на том, куда вы хотите прийти, а не на тех местах, куда боитесь попасть. А затем составьте план, как туда добраться. И вот вам совет, который кажется парадоксальным, но может очень сильно помочь: ставьте цели, достичь которых, на ваш взгляд, невозможно. Не ставьте цель просто вычитывать 16 кругов. Приложите усилия, чтобы повторять так хорошо, как вы и представить себе не могли. Не просто совершайте служение. Думайте о том, как сделать его лучше, чем вы когда-либо могли себе представить. Тогда на вас прольется милость, и вы ощутите любовь гуру и Кришны и могущество бхакти. Все это вселит в вас надежду на то, что у вас все получится. И тогда вы на самом деле увидите, что у вас уже все получается.
Вы говорите, что сомневаетесь в своей искренности. Когда Прабхупаду спросили, как быть искренним, он просто ответил: «Будучи искренним». Ваш нынешний уровень искренности зависит только от одного: от вашего решения быть искренним. Кто отвечает за степень искренности, которую вы проявляете? Вы сами. Таким образом, вы должны заботиться о том, чтобы становиться все более и более искренним, а не беспокоиться о том, искренни вы или нет. Последнее крайне неплодотворно.
Вы говорите, что удовлетворение чувств может стать проблемой для вас. В какие ситуации и в какое окружение вы попадаете, и что делает вас более склонным к тому, чтобы поддаться присущему вам способу удовлетворения чувств? Лучше всего устроить (и перестроить) свою жизнь так, чтобы избежать этих ситуаций, насколько это возможно.
Зачастую окружение более могущественно, чем сила воли индивидуума, и нередко мы создаем себе окружение, которое усложняет нам жизнь. Другими словами, не создавайте причину, которая приведет к нежелательному результату.
Я дал вам немало пищи для размышлений. Применяя эти принципы, вы увидите положительные изменения. Суть вышесказанного заключается в следующем: наш разум подобен полю, и все, что мы сажаем на нем, будет расти. Посадите негативные, приводящие в уныние мысли, и вы наверняка будете негативно настроенным и удрученным человеком. Это то, что приводит к катастрофе. Возможно, вы думаете, что у ума есть свой собственный, так сказать, «ум», и вы просто не можете посадить правильные семена-мысли. Но на самом деле вы можете это сделать. Шрила Прабхупада учит нас, что центральным элементом любой практики йоги является контроль ума. Итак, если вы не взращиваете в своем уме позитивные мысли, то кто это будет делать за вас?
Прошлое изменить невозможно. Но вы можете прямо сейчас изменить свои мысли, и это изменит ваше будущее.
Упражнение
Я хотел бы, чтобы вы создали новую, расширяющую возможности привычку. Примите решение на протяжении 30 дней мыслить только в позитивном ключе. Если, например, вы думаете: «Я не могу этого сделать» или «Это будет ужасно», измените ваши мысли на что-то вроде: «Я могу сделать это по милости Кришны» или «Это для меня будет интересной и непростой задачей и поможет учиться и расти».
Если вы сделаете это, все коренным образом изменится. Вы сможете опереться на движущую силу позитивных мыслей вместо того, чтобы находиться под гнетом обременительного (а иногда и подавляющего) веса негативных.
Если вы будете делать это в течение тридцати дней, то станете невероятно позитивными и достигнете гораздо большего в сознании Кришны. Если вы сорветесь, начните сначала, потому что вы должны делать это в течение тридцати дней подряд, чтобы развить позитивный настрой, который сделает позитивное мышление привычным.
Кроме того, выделите привычные действия, которые вы хотели бы изменить, и спросите: «Во что должен верить человек, чтобы действовать таким образом?» Выделив убеждение, спросите себя: «Какое убеждение было бы лучшим, более вдохновляющим?»
Как говорится в этом письме, ум подобен полю. На нем вырастет то семя, которое вы там посеете. Вы можете посадить фруктовое дерево или ядовитый кустарник, и земля вырастит любой из них. Таким образом, можно с тем же успехом посадить правильные мысли и пожинать положительные результаты, которые они принесут.