Озарение 4. Чего вы хотите?
В этой главе мы поговорим еще об одном трудноустранимом препятствии, с которым приходится бороться постоянно – о наших материальных, физических привязанностях. Эти привязанности так глубоки, что мы испытываем соблазн идти у них на поводу, хотя и знаем, что это принесет нам вред. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (2.60): «Чувства так могущественны и упрямы, о Арджуна, что способны силой увлечь за собой ум даже того, кто владеет духовным знанием и старается обуздать их».
Чего вы хотите?
Как-то раз один преданный был сбит с толку кажущимся противоречием в шастре и пошел к своему духовному учителю за пояснениями: «Гуру Махараджа, мы очищаемся, следуя принципам бхакти. Но, похоже, чтобы следовать этим принципам, необходимо уже быть чистым». Гуру немного помолчал, и после глубоких размышлений спросил: «Чего ты хочешь?» Вначале преданный не совсем понял его, но, поразмышляв над вопросом, ясно осознал его значение: «Если мне на самом деле нужен Кришна, то я смогу следовать принципам преданного служения, даже находясь в обусловленном состоянии». В конце концов, наша судьба зависит от того, чего на самом деле мы хотим.
Следующая история еще больше проясняет этот момент. Шрилу Прабхупаду однажды спросили, почему майа так сильна. Он ответил: «Потому что твоя цель слаба, – и привел пример. – Человек обнимает дерево и кричит ему: „Отпусти меня!“» Сколько раз мы крепко хватались за майу и думали: «Ого, майа так сильна!».
Легко преодолеть
В «Бхагавад-гите» (7.14) Кришна говорит, что влияние материальной энергии очень трудно преодолеть. Однако в том же стихе Он добавляет: «Тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее влияния». У всех нас есть богатый опыт, иллюстрирующий ту часть стиха, где говорится «трудно преодолеть». Теперь же нам нужно понять, что если наша цель и желание предаться сильны, то мы можем «легко» преодолеть океан материальных страданий.
Я был в саду со Шрилой Прабхупадой в Лос-Анджелесе, когда его спросили, сколько нужно времени, чтобы предаться. Он ответил: «Одно мгновение!» Как только вы приняли наставления Кришны – это и есть предание.
Действительно ли так трудно предаться? Действительно ли так сложно преодолеть майу? Что ж, это зависит от ответа на вопрос: «Чего вы хотите?»
Представьте себе, что вы болеете, и ваш врач запретил вам есть сладкое. И вот однажды вы приходите домой и видите, что ваша супруга или сосед/соседка по комнате как раз приготовила ваши любимые сладости. Вы думаете: «О, какой прекрасный запах! Взгляну-ка я одним глазком!» Вы смотрите, и вас приводит в восторг текстура, цвет, аромат. Вам настолько нравится эта сладость, что просто до смерти хочется попробовать!
И у вас появляется блестящая идея: «Я просто пожую, но глотать не буду». Вы откусываете кусочек и жуете. И, конечно же, глотаете. А потом думаете (или жалуетесь): «Как же трудно удержаться от сладостей!»
Игры с майей
Мы часто таким образом «заигрываем» с майей. Мы следуем принципам преданного служения, но смотрим на майу, вдыхаем запах майи, созерцаем майу, а иногда даже доходим до того, что жуем майу, по глупости полагая, что глотать мы не будем – но глотаем. Возможно, в каких-то случаях нам это и сходит с рук, но, в конце концов, она сама проглотит нас.
«Тот, кто внешне удерживает органы чувств от деятельности, но при этом постоянно думает об объектах чувств, обманывает самого себя и зовется притворщиком» (Б.-г., 3.6).
Мы обманываем себя, думая, что можем играть с майей, потому что мы зрелые преданные. Но имейте в виду: зрелые преданные никогда не играют с майей.
Это напоминает мне надпись на футболке: «Сколько глупостей я могу безнаказанно совершить и при этом отправиться на небеса?»
Обмануть систему
Невозможно обмануть систему. Невозможно постоянно созерцать привлекательные объекты чувств и не привязаться к ним. Кришна объясняет: «Созерцая объекты, приносящие наслаждение чувствам, человек развивает привязанность к ним, из привязанности рождается вожделение» (Б.-г., 2.62).
Решающий момент в преодолении привязанностей заключается в том, чтобы, прежде всего, не предаваться мыслям о наслаждении. «Предотвратить легче, чем лечить» – гласит поговорка.
Например, Шрила Прабхупада говорил, что у каждого мужчины есть склонность наслаждаться женщинами. Даже когда мужчина находится рядом со своей женой или подругой, красивая женщина нередко способна пленить его ум. Поскольку влечение мужчины к женщине в первую очередь основано на визуальном контакте, лучший способ для мужчины контролировать себя – это избегать созерцания прекрасных женских черт.
Шастра советует мужчине смотреть на всех женщин, кроме своей жены, как на матерей. Такая медитация в духе преданности сама по себе является инструментом контроля ума.
Разумный человек не станет разглядывать изображения красивых женщин в журналах или на афишах. Кришна приводит пример черепахи. Когда черепаха видит опасность, она втягивает свои конечности в панцирь. Как говорил Прабхупада, наша проблема в том, что мы не боимся майи. Иногда, видя опасность, мы высовываем свои конечности из панциря и встречаем эту опасность с распростертыми объятиями!
Невозможно желать майу, а обрести Кришну.
Используйте инструменты
Замечали ли вы, что, по-настоящему стараясь избегать созерцания того, к чему вы больше всего привязаны, вы видите, насколько вы привыкли думать об этих вещах?
Я поймал себя на том, что думаю об определенной материальной привязанности гораздо больше, чем мне казалось. Если не решить эту проблему в момент ее зарождения (на этапе созерцания), мне придется постоянно сражаться с ее вторым и третьим этапом (вожделение и привязанность). Из опыта могу сказать, что борьба с проблемой на стадии созерцания проходит намного легче, ведь привязанность и вожделение – гораздо более сильные противники. На этих двух стадиях намного труднее оторвать ум от объекта чувств.
Не могу даже передать, насколько полезным в моей жизни оказался этот принцип пресечения проблемы в зародыше. Одно из препятствий, над которым я работал, стало настолько беспокоить меня, что я смирился с тем, что никогда не смогу полностью его преодолеть. Я думал, что такова моя природа – привязываться к определенным вещам. Однако когда я приложил усилия, чтобы перестать созерцать привлекавшие меня объекты, применяя принципы из стиха, упомянутого выше (Б.-г., 2.62), я обнаружил, что наставления Кришны являются идеальными инструментами для управления этой привязанностью.
Изначально я не осознавал, что именно эти инструменты мне и были нужны для преодоления данного препятствия. Так что, истинная проблема была в том, что я не использовал те инструменты, которые у меня уже были. Я не жил в полном соответствии с мудростью бхакти.
Кришна милостиво дал нам инструменты, помогающие справиться со всеми нашими трудностями. Поэтому проблема не в том, что у нас нет способа их решения – проблема в том, что мы не всегда применяем этот способ. Почему же мы иногда применяем эти инструменты, а иногда игнорируем их?
Ответ кроется все в том же простом вопросе: «Чего вы хотите?»
Упражнение
Привязанность проистекает из обусловленности (привычек). Лучший способ разрушить плохую привычку – это перестать предаваться ей, заменив ее новой привычкой. Найдите привычку, от которой хотите избавиться, и начните работать над отказом от нее, заменяя ее хорошей привычкой.
Разумеется, если у нас есть дурная привычка, нам нужно сначала признать, что эта привычка у нас есть. Это не всегда очевидно, ведь привычки – это повторяющиеся действия, которые мы совершаем неосознанно. Поэтому будьте честны с собой.
Работая над отказом от привычки, вы можете все еще быть привязаны к мысли о наслаждении теми вещами, от которых пытаетесь отказаться. Примите решение: перестать лелеять какие бы то ни было мысли, касающиеся этой привязанности.
Будет ли это легко? Прабхупада часто высказывался в таком духе: «Никто не обещал, что будет легко». Разрушение привычки или отказ от привязанности – это как ракета, которая отрывается от земли и летит в космос. За первые несколько миль ракета потребляет больше энергии, чем за всю оставшуюся часть полета, потому что идет борьба с силой земного притяжения. Попытка создать новую привычку идет вразрез с силой тяжести старой привычки. Вначале понадобится сильное желание измениться. Поэтому «отпустите ситуацию и отдайте все в руки Бога».
Чем больше вы даете Кришне понять, что хотите измениться и не можете сделать это сами, тем больше Кришна будет помогать вам. Поиск нового способа действий – это прекрасно. То, где вы находитесь сейчас, не так важно, как то, куда вы направляетесь. По мере того как вы будете практиковать эту новую привычку, новый образ мыслей, действий и новый взгляд на жизнь будут становиться все более естественными для вас.
Например: допустим, для вас большой проблемой является гордыня. Может быть, вы всегда стремитесь получать признание за свое служение – за то, как вы хорошо готовите или одеваете Божеств, сколько денег вы даете в храм или сколько служения выполняете, как хорошо вы читаете лекции или управляете проектами. Для того чтобы избавиться от этой привычки, вам нужно перестать искать признания. Необходимо перестать привлекать внимание к себе и направить свою энергию на то, чтобы ценить других.
Выберите неблагоприятную привязанность, над которой вам нужно поработать, и попробуйте пресекать ее в корне. Мы есть то, что мы систематически делаем. Поэтому, изменяя привычный образ мыслей и действий, мы изменяем направление своей жизни и получаемый результат.