Осознание 39. Жить Святым Именем
Существует взаимосвязь между нашей повседневной деятельностью и джапой. Хорошее повторение кругов включает не только то, что мы делаем, когда повторяем; наша джапа зависит и от того, что мы делаем, когда не повторяем мантру.
Давайте рассмотрим эту тему более детально и обозначим, как мы можем вести образ жизни, более благоприятный для хорошей джапы.
Образ жизни, благоприятный для повторения Святого Имени
Если мы хотим хорошо повторять свои круги, нам необходимо жить так, чтобы поддерживать и подпитывать свое воспевание. Таким образом, чтобы всегда повторять внимательно, нам нужно принять, как я сам это называю, «образ жизни, благоприятный для повторения Святого Имени».
Что такое образ жизни, благоприятный для повторения Святого Имени? Во-первых, позвольте на примере моей собственной практики проиллюстрировать, что к этому образу жизни не относится. Однажды поздно вечером я плохо говорил о преданном и очень
сильно в это погрузился. Вы можете догадаться, какими были мои круги на следующее утро. Я даже не мог просто сосредоточиться. На самом деле, мне даже не хотелось повторять мантру.
Вот еще один пример. В течение нескольких недель я помногу часов в день работал, уделяя максимум времени профессиональной деятельности. Через некоторое время я заметил, что мое желание воспевать значительно уменьшилось. Мне стало очевидно, что для активизации воспевания мне необходимо больше деятельности, связанной с преданным служением. Несмотря на то, что у меня есть множество полезных приемов и методик, которые помогают повторять внимательно, пренебрежение садханой охладило мое желание использовать эти приемы.
Подобно тому, как мы можем совершать действия в сторону ухудшения джапы, точно также мы можем действовать таким образом, что это будет питать наше воспевание. Например, были времена, когда я выполнял тяжелое служение или служение, требующее больших усилий. Когда я принимал эти трудности и с вдохновением продолжал свое служение, мои круги всегда становились лучше.
Жить так, чтобы это способствовало хорошей джапе, – целая наука. Если мы позволим, чтобы в нашей жизни преобладали гуны страсти и невежества, то будем склонны отвлекаться, повторяя свои круги. Чтобы сосредоточиться на Святых Именах, необходимо освободиться от влияния этих гун. Если мы думаем, что для того, чтобы суметь сосредоточиться на Святых Именах, нам нужно повторить еще много кругов, то, скорее всего, в нашей жизни или в нашем уме слишком много страсти и невежества. (Это
может означать, что в нашей жизни просто недостаточно преданного служения, или что наш ум во время служения находится в гуне страсти.) Таким образом, после того, как мы повторим несколько кругов, низшие гуны могут исчезнуть, и мы сможем слушать более внимательно.
Как вести образ жизни, способствующий повторению Святого Имени?
Давайте рассмотрим, как можно вести образ жизни, благоприятствующий повторению джапы.
Составьте список видов деятельности, которые вы совершаете в свободное от воспевания время, и которые могут оказывать негативное влияние на ваше повторение мантры.
Составьте список того, что вы могли бы делать в свободное от воспевания время, что может улучшить вашу джапу.
Если у вас есть привязанность (или привычка) к совершению действий, которые негативно влияют на ваше воспевание (возможно, то, что заставляет вас поздно ложиться или отнимает время, которое можно использовать для преданного служения) и вы хотите улучшить свою джапу, важно признать это, посмотреть этой привычке в глаза и разобраться с ней.
Если вам не нравится делать определенные вещи, которые будут полезны для вашего воспевания (вставать рано, больше читать, выходить на санкиртану и т. д.), нужно максимально противостоять этой неприязни и действовать, несмотря на сопротивление,
страх или неудобства. Результаты того стоят, так как эти изменения в вашей деятельности и образе жизни позволят получить более глубокий опыт общения со Святым Именем.
Как можно больше стимулов
Теперь, когда вы поняли, что вам нужно делать, а чего не нужно (вы ведь сделали упражнение, не так ли?), вам понадобится стимул для осуществления этих изменений. Чтобы мотивировать вас, я привожу следующую цитату:
«В шастрах упоминается множество регулирующих принципов, и духовный учитель дает множество наставлений. Все эти наставления и правила призваны служить главному принципу: всегда помнить о Кришне и никогда не забывать Его. Это возможно, если постоянно повторять мантру «Харе Кришна». Поэтому маха-мантру «Харе Кришна» нужно повторять всегда, двадцать четыре часа в сутки. У нас может быть много других
обязанностей, которые поручены нам духовным учителем, но первым делом следует выполнять указание духовного учителя повторять предписанное число кругов мантры в день. В движении Сознания Кришны мы советуем новичкам повторять как минимум шестнадцать кругов. Если человек хочет всегда помнить о Кришне и никогда не забывать о Нем, он должен строго следовать этому правилу. Из всех правил, которые дает духовный учитель, его наставление повторять не менее шестнадцати кругов является самым важным» (Ч.-ч., Мадхйа, 22.113, комм.).
На мой взгляд, это как раз то, как Прабхупада объясняет утверждение шастр «нет иного пути». Как бы мы ни старались стать сознающими Кришну, если мы пренебрегаем важностью и качеством наших кругов, то сводим к минимуму наше сознание Кришны. Обойти это невозможно.
Когда мы говорим, что нет иного пути, это звучит сурово, возможно даже фанатично. Да, конечно, существует множество способов стать сознающим Кришну; многие виды деятельности очищают нас. И все же, не повторяя Святых Имен, невозможно получить Кришна-прему. Господь Чайтанья пришел, чтобы дать сознание Кришны в настроении жителей Враджа, Он подарил падшим душам Кали-юги драгоценный камень Святых Имен как средство достижения этого.
В противном случае, нет иного способа получить Кришна-прему в настроении спонтанной любви. Махапрабху не просто дает Святое Имя, он дает према-наму.
Желать недостаточно
У нас может быть желание находиться в сознании Кришны – и это, безусловно, прекрасное желание. Однако одного лишь желания недостаточно.
Зрелая стадия сознания Кришны заключается в том, чтобы иметь сильное стремление быть в сознании Кришны. (Чем более зрелыми мы являемся, тем сильнее будет это стремление.)
Мы видим, что многие люди начинают заниматься преданным служением с желанием стать сознающими Кришну, а затем уходят, потому что должным образом не взрастили это желание посредством хорошей садханы и повторения Святого Имени. Другими словами, воспевание – это процесс, с помощью которого «я хочу» (что часто означает «было бы хорошо, если бы я был в сознании Кришны, если только для этого не придется тяжело трудиться») превращается в сильное стремление к Кришне. Если это желание не развивается, первое, на что нужно обратить внимание, – это качество нашего воспевания. Если наше воспевание невнимательное, вероятно, это как-то связано с нашим образом жизни.
Таким образом, надо спросить себя: «Веду ли я образ жизни, способствующий повторению Святого Имени?»