Осознание 36. Признание фаната джапа-ретритов
Я признаю это. У меня есть зависимость. Но это не моя вина. На самом деле, я не виноват. Меня просто попросили принять участие в организации джапа-ретритов, и я по наивности своей согласился. Теперь я стал «наркоманом» джапа-ретритов.
Я бросаю все, чем занимался, и отправляюсь на очередной ретрит или семинар. Я просто не могу себя контролировать. Я начинаю чувствовать вкус к воспеванию, которого у меня никогда не было. В результате − препятствия на пути бхакти улетают далеко, анартхи исчезают, и мой интерес к слушанию и повторению поднимается на новый уровень. Эта зависимость начинает контролировать мою жизнь!
Возможность проводить ретриты и семинары по джапе стала для меня благословением. Моя джапа значительно улучшилась, и, таким образом, мое сознание Кришны получило новую сильную подпитку. Я хотел бы поделиться некоторыми откровениями, которые, полагаю, помогут вам улучшить вашу джапу.
Святое имя – самое ценное, что у меня есть
Без Святого имени у меня не было бы ни духовной жизни, ни настоящего счастья, ни близости с Кришной, ни душевного спокойствия, ни способности контролировать свои чувства. Мои отношения с Кришной, самые важные отношения в моей жизни, открываются через Его Святое имя. Без Святого имени Кришны я бы запутался, стал несчастным, духовно слабым и беспомощным.
И все же иногда я отношусь к этим самым ценным отношениям как к источнику беспокойства – как к тому, что мешает заниматься «более важными» или «более подходящими» делами. В такие минуты мне помогает памятование о том, что мне нравится воспевать, я хочу воспевать и люблю воспевать (глубоко внутри). А мысль о том, что я должен воспевать, лишь подкрепляет идею, что повторять всепривлекающие имена Кришны – это то, чего я предпочел бы не делать.
Плохое воспевание становится нормой
После продолжительного плохого повторения джапы это становится моей «настройкой по умолчанию». Тогда я начинаю считать, что из-за обстоятельств, в которых я нахожусь, это – лучшее, что я могу сделать. Таким образом, плохое воспевание подкрепляется постоянным плохим воспеванием. Так как плохое повторение мантры дает мало сладости или осознанности, или не дает вообще, обретение сознания Кришны становится скорее несбыточной мечтой, чем реальностью.
Таким образом, воспевание становится лишь обязанностью и может легко стать автоматическим, бессердечным и механическим. В моей книге «Аффирмации для улучшения джапы» («Japa Affirmations») я объясняю, что плохое воспевание усиливает нашу веру в то, что мое повторение не может существенно улучшиться и никогда не будет улучшаться. Настоящая проблема заключается в том, что я начинаю в это верить и мирюсь с этим.
Убивать время в процессе воспевания
Мой ум получает огромное удовольствие от размышлений. Поэтому во время воспевания у меня возникает проблема: мой ум «охотится» за удовольствиями и хочет обдумывать множество интересных мыслей и потому не слушает Святое имя. Чаще всего это происходит, когда мне скучно повторять мантру.
Иногда бывает очень трудно просто слушать мантру, потому что мой ум говорит: «Это неинтересно». Я начинаю думать о чем-то интересном, например, о том, что я собираюсь рассказать на следующей лекции, или о том, как проявить больше творчества в том или ином проекте. Мой ум просто сопротивляется внимательному слушанию Святых имен Кришны, потому что он всегда ищет, о чем бы поразмышлять и что бы такого сделать еще.
Когда мой ум начинает обдумывать какие-то интересные мысли, я отключаюсь от воспевания и живу в своем маленьком мире мечтаний, хотя мои губы продолжают двигаться, произнося мантру. Я понимаю, что часто делаю это, чтобы «убить время» и развлечь себя во время джапы. В конце концов, если просто думать о мантре и больше ни о чем – иногда это может стать сущей пыткой для моего ума.
Посвящайте всего себя
В той степени, в которой я отдаю себя джапе, Кришна отдает мне Себя (через Свое имя). Как говорилось в одной популярной песне шестидесятых: «Любовь, которую вы принимаете, равна любви, которую вы отдаете». Сколько я вкладываю в свою джапу, столько же и получаю от нее. Преданность не всходит там, где она не была посеяна (т.е. «мусор на входе, мусор на выходе»).
Моя дочь учится играть на скрипке. Чтобы вдохновить ее, мы смотрели игру одиннадцатилетней скрипачки-виртуоза на YouTube. Эта одиннадцатилетняя девочка так хорошо играла, что нам сложно было в это поверить. С недоверием глядя на это, я подумал: «Если бы я относился к своей джапе так же серьезно, как этот ребенок относится к своей скрипке, я бы уже был полностью сознающим Кришну».
Реальность такова, что если я отдаю джапе только 50% своей энергии, то 50% уходит куда-то в другое место. Если я хочу правильно повторять и слышать Святые имена, пожиная плоды, которые приносит внимательная джапа, мне нужно вложить всю
энергию (физическую и умственную) в свою джапу. Если я действительно ценю свои отношения с Кришной, я это сделаю. Внимательное повторение джапы показывает Кришне, насколько эти отношения важны для меня.
У меня нет времени на воспевание
Для большинства из нас, семейных людей, найти два часа в день, чтобы спокойно и сосредоточенно вычитать свои круги – это непростая задача. Тем не менее, многие виды деятельности, которые отнимают у нас время для воспевания, – это та деятельность, которую мы сами себе выбрали.
После посещения джапа-ретрита я задумался о том, что в моей «тарелке» так много всего, что отвлекает меня от воспевания, потому что мне просто не очень нравится воспевать. Прабхупада называет это «собственноручно созданным бременем».
Если мне сложно закончить свои круги из-за нехватки времени, то, в конечном счете, нужно понять, что это именно я выбираю, как использовать свои двадцать четыре часа в сутках. Даже когда я не могу избежать конкретной работы и обязанностей, все же именно я – тот человек, который расставляет приоритеты в моем ежедневном расписании, из-за чего воспевание часто отходит на второй план.
Ум похож на громкий грузовик
На днях я повторял мантру, и в это время мимо проехал грузовик. Он был настолько громким, что я даже не слышал себя. Когда он проехал, я снова начал слышать мантру. И тогда я подумал, что грузовик в точности такой же, как мой ум. Иногда мой ум настолько громок, что заглушает маха-мантру. Когда я размышляю о контроле своего ума, мне приходит мысль о том, чтобы уменьшить громкость его болтовни. Когда болтовня прекращается, я слышу маха-мантру.
Когда я стабильно работаю над уменьшением громкости, мой ум начинает мирно слушать воспевание.
Ачарйа «многозадачной джапы»
Очень часто я повторяю, как робот. Возможно, придет день, когда все станет настолько плохо, что у нас появятся роботы для повторения джапы. Мы дадим им в руки свои четки, и они станут повторять за нас наши круги под аудиозапись нашей джапы.
Хотя это звучит неправдоподобно, я похож на этого робота. Я повторял «Харе Кришна» столько лет, что могу делать это даже во сне. Я могу делать это во время вождения машины. Я даже могу делать это во время чтения. Я могу делать это во время похода по
магазинам, разговоров, осмотра достопримечательностей… – назовите любую деятельность, и я смогу повторять одновременно с ней. Я − ачарйа «многозадачной джапы».
Возможно, вы скажете: «Ну, это же хорошо, вы всегда воспеваете!» Нет, это ужасно, потому что я могу повторять мантру, даже не понимая, что повторяю, не говоря уж о том, чтобы осознавать, что я общаюсь с Радхой и Кришной. Как будто кто-то выстрелил мне в сердце новокаином. Мое сердце стало настолько бесчувственным, что во время воспевания я не чувствую ничего. Шрила Бхактисиддханта сказал, что Святое имя произносится не устами, оно произносится сердцем.
Воспевание – это скучно
Когда я совершаю оскорбления Святого имени, воспевание становится скучным. В таком сознании воспевание безвкусно, причиняет беспокойства и является откровенно неинтересным – и мне меньше всего хочется этим заниматься. Я воспеваю только из чувства долга. Мой ум полностью отстранен от воспевания. Мое настроение таково: «Закончить свои круги как можно скорее!» Для меня это знак, что мне не хватает в жизни духовного вкуса. И если я ничего не делаю для того, чтобы это исправить, плохое воспевание создает эффект домино: в моей жизни становится меньше сознания Кришны, что в дальнейшем опять-таки приводит к плохому повторению. Плохое повторение мантры приводит к уменьшению сознания Кришны, что, разумеется, опять приводит к плохому воспеванию.
Затем это может привести к еще более серьезным последствиям, чем плохое воспевание, − к отсутствию воспевания.
Сделайте себе подарок
Прабхупада сказал, что высшее достижение – это «спасти себя». Я так часто пренебрегал внимательным повторением мантры, что иногда мне кажется, что я изголодался по нектару имен Кришны. В день повторения 64 кругов (на ретрите один день отводится на повторение 64 кругов и обет молчания) я наконец-то нашел время, чтобы напиться нектара, в котором так отчаянно нуждался.
За все эти годы я стал настолько обезвоженным, что, сколько бы я ни «пил» Святое имя, я хотел еще и еще. К 64-му кругу моя жажда только начала понемногу утоляться. 64 круга – самый замечательный подарок, который я когда-либо себе делал. Поэтому если я действительно люблю себя, если я действительно хочу сделать величайшее добро для себя, я должен ежедневно дарить себе, по крайней мере, 16 внимательных кругов.
Святое имя действительно работает?
Да, Святое имя действительно работает. Позвольте мне еще раз заявить это: Святое имя действительно работает, если я повторяю Его так, как Его необходимо повторять. Когда я неправильно повторяю Святое имя, то начинаю думать, что повторение не способно искоренить мои самые глубинные анартхи.
Если во время повторения я не ощущаю присутствия Кришны, я теряю веру в ценность и силу Святого имени. Посещение джапа-ретрита, где созданы все условия для повторения действительно хороших кругов, стало главным фактором в укреплении моей веры. Святое имя стало воздействовать на меня глубже, чем когда-либо прежде. Оно было реальным, насыщенным, живым и динамичным по сравнению с теми «мертвыми» мантрами, которые я повторяю обычно. Мертвые мантры порождали «мертвого» Махатму даса.
Маха-мантра живая, и когда я повторяю живые мантры, я обретаю жизнь.
Все дело в отношениях
Хотя воспевание возрождает наши отношения с Кришной, оно также является и проявлением наших отношений с Ним. Воспевая, мы находимся с Радхой и Кришной. Шрила Бхактисиддханта сказал, что надо радушно принимать Святые имена. Радха и Кришна приходят ко мне, когда я повторяю мантру. Понимаю ли я это? Приветствую ли я Их и забочусь ли о Них, когда они приходят? Поклоняюсь ли я Им, когда Они приходят ко мне? Или я думаю: «О, нет, еще целых шесть кругов». Если я так думаю, я просто воспринимаю воспевание как механический процесс – процесс, который мне зачастую не терпится закончить, чтобы я мог перейти к «более важным» делам.
Джапа категории «полив сорняков»
Как это ни парадоксально, но повторение мантры может привести к страданиям, чувству вины, депрессии, разочарованию, унынию, нехватке энергии и множеству других негативных эмоций и переживаний, если делать это неправильно. Когда я повторяю джапу невнимательно, я не ощущаю себя счастливым духовным существом; я чувствую себя разбитым, потому что не выкладываюсь на полную. Кроме того, я расстраиваюсь, т.к. при этом отдаляюсь от Кришны.
Невнимательное повторение вызывает у меня чувство вины, потому что я знаю, что гуру ожидает от меня большего – и я способен на это. В результате я начинаю свой день, «встав не с той ноги». И то, что должно наполнять меня счастьем, если я делаю это правильным образом, заставляет чувствовать себя ужасно, когда сделано плохо. К счастью, этот опыт способен подтолкнуть меня к улучшению повторения своих кругов.
Сначала стань сознательным, а уж затем − сознающим Кришну
Удивительно, сколько пагубных привычек в повторении джапы мне не удалось еще преодолеть, хотя я знаю, насколько эти привычки вредят мне. Они существуют; я вижу, как они сводят на нет мою джапу, но игнорирую их. Эти привычки имеют тенденцию каким-то образом маскироваться, например, так: «Я здесь, но беспокоиться не о чем». Я верю им и думаю: «Ладно, я не буду беспокоиться на этот счет».
Почему? Может быть, я боюсь, что измениться будет слишком сложно или для этого потребуется проделать слишком много работы над собой?
Я, должно быть, думаю, что меняться тяжелее, чем страдать от последствий плохой джапы. На ретрите я был вынужден полностью осознать эти привычки, честно на них посмотреть и разобраться с ними. Это был один из лучших поступков, которые я когда-либо совершал. Если бы я этого не сделал, то не знаю, как долго эти привычки отвлекали бы меня от возможности улучшить мою джапу.
Мои сегодняшние поступки влияют на мое воспевание Завтра
То, что я делаю, когда не повторяю мантру, влияет на качество кругов, которые я буду повторять позже. Например, если я критикую преданных (или даже непреданных), мне будет труднее качественно повторять свои круги. Если мой ум с утра до вечера занят деятельностью, не имеющей ничего общего с Кришной, мое влечение к воспеванию уменьшится.
Однако если я приложу усилия, чтобы быть как можно более сознающим Кришну в течение дня, мои круги на следующий день будут даваться мне легче, и я буду чувствовать больше вкуса. Моя сегодняшняя деятельность связана с качеством моей джапы завтра. Один преданный сказал мне, что всякий раз, когда он, распространяя книги, знакомит людей с маха-мантрой, на следующий день его круги всегда становятся лучше. Другой преданный рассказал, что ежедневное чтение книги «Кришна» привело к просто потрясающим изменениям в его джапе.
Все, чего я хочу
Если уж на то пошло, все, чего я хочу, – это качественно воспевать, чувствовать присутствие Кришны во время повторения мантры, наслаждаться нектаром Святого имени и быть слугой Святого имени.
Бхактивинода Тхакур говорит, что во всех трех мирах нет ничего, кроме Святого имени. Кришна дал мне возможность понять это, наблюдая, как, благодаря изменениям, которые происходили в их джапе (на ретритах), менялись и преданные. По мере того, как улучшается воспевание, материальные желания меняются. Когда преданные наслаждаются сладостью Кришны, они хотят, чтобы это никогда не заканчивалось.
Это все, чего мы действительно хотим.
Когда Кришна милостиво дает нам каплю нектара, «которого мы всегда так жаждем», мы осознаем, сколько в нашей жизни того, что мешает насладиться этим нектаром амриты (что также означает «бессмертие»), и сколько в ней того, что на самом деле ведет нас к гибели.
Беседы с отцом
Как-то я прочел книгу, в которой женщина рассказывает о своих прогулках, на которые она ходила в детстве с отцом. Эти прогулки стали ценнейшими моментами ее жизни благодаря знаниям, которые она там получила. Я всегда чувствовал то же самое в отношении джапы. Мое время со Святым именем – самое ценное время в течение дня. Хорошее повторение всегда дает мне духовный опыт, силу, решительность и вкус – все качества, необходимые для духовного роста.
Эти два часа со Святым именем – самое ценное время в течение дня. Тратить эти два часа на невнимательную джапу – величайшая потеря. Так я упускаю возможность получить утром ценные наставления от отца.
Кришна очаровывает меня
Когда я внимательно повторяю и наслаждаюсь именем Кришны, Его форма, слова и игры становятся для меня еще более привлекательными. Вечером в день повторения 64 кругов Дравида прабху читал стихи, показывая слайды с Кришной. Эти изображения, которые я прежде видел много раз, внезапно стали для меня особенно привлекательными и манящими. И эти стихи совершенно очаровали меня, хотя я читал их и раньше. Так как мои чувства стали более чистыми, все в Кришне стало для меня более привлекательным. И замечательным следствием этого стало то, что все не связанное с Кришной стало меньше привлекать меня.
Это неприемлемо
Плохое воспевание для меня неприемлемо. Сейчас я установил планку выше.
Когда я опускаюсь ниже приемлемого уровня, в моем сознании загорается красная лампочка. Плохое воспевание не помогает мне понимать Кришну; поэтому я отвергаю такое воспевание.
Последствия невнимательного воспевания настолько нежелательны, что просто осознание этих последствий возвращает меня на правильный путь. Я слишком часто терпел свою плохую джапу, но это больше не приемлемо для меня.
Если это для меня приемлемо, значит, я удовлетворен плохим воспеванием и не слишком беспокоюсь о том, как его улучшить.
Если я не позабочусь об улучшении своей джапы, то сама по себе она не улучшится. Наша практика приводит к совершенству только в том случае, когда мы осознанно стараемся избегать десяти оскорблений.
Хорошее воспевание дает еще больше хорошего Воспевания
Как понять, что я повторял свои круги внимательно? Это можно понять таким образом: когда я заканчиваю свои обязательные круги, у меня появляется такой вкус к джапе, что хочется продолжать повторять. Если, прочитав последний круг, я откладываю в сторону мешочек с четками, чувствуя облегчение, – то обычно это означает, что я повторял плохо.
Хорошее воспевание всегда порождает желание воспевать еще. Прабхупада говорил, что 16 кругов – это минимум. Цель заключается в том, чтобы повторять Святое имя постоянно.
Упражнение
Предложите Святому имени молитву, которая описывает ваше стремление наилучшим образом служить Ему, углубить ваши с Ним отношения. Чтобы помочь вам с этим упражнением, приведу молитву, которую я написал в конце одного из ретритов.
Мое дорогое Святое имя!
Пожалуйста, позволь мне познать Твой нектарный вкус, полностью ощутить Твое присутствие, почувствовать радость и восторг при встрече с Тобой. Пожалуйста, позволь мне ощутить влечение к Тебе, всегда стремиться к общению с Тобой и никогда не уставать от этого общения. Пожалуйста, покажи, что Ты неотлично от формы, качеств и игр Кришны, что Он полностью присутствует в Своем имени.
Господь, я молюсь о том, чтобы когда-нибудь у меня появилось такое же сильное влечение к воспеванию Твоего имени, какое я испытываю сейчас к материальным вещам. Я молюсь, чтобы благодаря этому влечению другие люди тоже захотели повторять Твое имя и наслаждаться Им, просто находясь рядом со мной. У меня есть две особых просьбы:
- Пожалуйста, позволь испытывать любовь к Тебе, когда я повторяю Твое имя.
- Пожалуйста, сделай так, чтобы мое сердце растаяло, когда я повторяю Твое имя (хотя бы один раз в жизни).