Озарение 33. Ваши убеждения влияют на все сферы вашей жизни
Разрабатывая курс на тему обетов, я на личном опыте обнаружил, что этот курс оказывает очищающее влияние сверх всяких ожиданий. Он не только помог мне повысить приверженность сознанию Кришны, но и позволил увеличить стабильность в других областях моей жизни. В этой главе я делаю акцент на том, как наша степень приверженности своим обетам и обещаниям в сознании Кришны и других сферах жизни зависит от того, что мы считаем возможным для себя.
Некоторые из наших убеждений дают нам силы, а другие затрудняют или делают невозможным достижение наших целей. Вы можете спросить: «Почему у меня есть убеждения, которые усложняют мне жизнь?» Все дело в том, что некоторые из наших убеждений являются подсознательными, и поэтому на самом деле мы о них даже не догадываемся. Поэтому важно выявить свои убеждения, чтобы увидеть, помогают они нам или нет. Если нет, мы, тем не менее, можем превратить их в убеждения, которые станут поддерживать наши цели. Звучит интригующе? Так и есть! И в нашей жизни это происходит каждый день.
Душа соткана из веры
В этой главе я использую слово «вера» в значении «чувство убежденности в чем-то» и рассказываю о том, как это чувство убежденности влияет на наше восприятие жизни. Ведь то, как мы смотрим на жизнь, влияет на наши действия. Поэтому мы видим жизнь не такой, как она есть, а скорее такой, какими являемся мы сами.
Вера – это основа сознания.
В «Гите» (17.3) Кришна говорит: «О потомок Бхараты, находясь под преобладающим влиянием одной из материальных гун, живое существо приобретает соответствующий тип веры. Говорится, что характер его веры определяется тем, какие гуны на него влияют». По сути, это означает, что атма соткана из веры (шрад-дха-майо ‘йам пурушо). Эта вера, как объясняет здесь Кришна, развивается по-разному ─ в зависимости от конкретных гун, которые приобретает живое существо.
Если же человек не верит, что атма состоит из веры, это попросту означает, что у него есть вера (или убеждение) в обратное – то , что атма не состоит из веры. И т.к. это также является верой (убеждением), это доказывает, что вера – основа сознания.
Какова ваша правда об истине?
Для большей ясности нам нужно понять, что есть два аспекта веры: субъективный и абсолютный. Например, двадцать лет назад я не верил, что могу написать книгу; на самом деле я даже не верил, что у меня есть способности написать хоть что-нибудь для широкой публики. Так что мои предубеждения о собственных способностях к писательству со временем изменились. У вас тоже есть много убеждений о себе, которые меняются с течением времени. Верны ли эти убеждения или нет? Они верны или неверны в той степени, в которой вы считаете их таковыми. И то, во что вы верите, влияет на ход ваших действий. Двадцать лет назад я не писал, потому что у меня были другие убеждения, не такие, как сейчас.
Давайте еще немного разберем относительный характер веры. Допустим, я верю, что деньги – это корень зла. В результате я буду иметь денег не больше, чем мне оптимально необходимо для жизни, потому что, если бы я имел их больше, то тоже принял бы сторону зла. Другой человек может считать, что деньги – это источник добра, если они используются для того, чтобы сделать этот мир лучше. Поэтому он будет усердно работать, чтобы разбогатеть, ведь именно так он сможет улучшить мир. Итак, мы можем спросить: «Являются ли деньги абсолютным злом, безусловной скверной?» Фактически это зависит от того, как они используются. Но мы не замечаем фактов; мы считаем деньги хорошими или плохими в зависимости от того, какие убеждения у нас сложились по этому поводу.
Поэтому, если бы мои родители сказали мне, что богатые люди плохие, то у меня были бы убеждения, что деньги – это зло, что, конечно, являлось бы моим субъективным взглядом на деньги.
В отношении шастры мы не делаем таких субъективных различий и не говорим, что этот стих хорош или плох в зависимости от нашего субъективного взгляда. Нет. Шастра говорит: «Верь в это учение, даже слепо, если необходимо». Это является истиной не потому, что я верю в это; а потому, что это ИСТИНА ─ независимо от того, верю я в это или нет.
Все мы понимаем и принимаем абсолютную природу знания шастр. Но мы можем даже не осознавать, что у нас имеются предубеждения в отношении истины. Мы все согласны с тем, что говорит Кришна, но мы не всегда согласны с тем, что Он имеет в виду на самом деле. Это значит, что у нас есть свои предубеждения о том, во что мы все верим! У нас есть своя правда об истине.
То, во что вы верите, становится вашей реальностью
Если вам когда-нибудь станет трудно следовать своим обетам и обещаниям или принять что-то новое, это значит, что, возможно, у вас есть убеждения, которые мешают вам серьезнее предаться. Говорят, что если мы верим в то, что это трудно сделать, или наоборот, в то, что этого можно достичь, то в обоих случаях мы правы – не обязательно потому, что это правда, а потому что мы так видим данную ситуацию или себя в ней.
Если вы думаете, что не можете что-то сделать, вы не станете даже пытаться. И это докажет, что ваше убеждение – правильное. И наоборот, если вы думаете, что можете это сделать, вы в конечном итоге постараетесь и, скорее всего, добьетесь некоторого успеха, и это укрепит ваше убеждение в том, что вы можете это сделать. Таким образом, убеждения дают начало как действию, так и бездействию и тем самым подтверждают их обоснованность. «Я же сказал вам, что не могу этого сделать, поэтому и не пытался». Итак, вы потерпели неудачу, потому что не можете это сделать, или потому что считали, что не можете это сделать? Убеждения сильны! И на них основано поведение человека.
Вы спросите: «А что если я верю, что могу стать президентом США? То, что я в это верю, еще не означает, что так и будет». Да, это правда. Эта цель может быть совершенно нереалистична, и в таком случае вы, скорее всего, даже не станете пытаться. Но я бы предположил, что любой, кто верит, что способен стать президентом, является уверенным в себе человеком. А присутствие веры в себя способно дать человеку гораздо больше возможностей для достижения своих целей, чем когда такой веры нет.
Давайте рассмотрим другой пример. Если спортсмен считает: «Я никогда не смогу попасть на Олимпийские игры», то, скорее всего, он или она и думать не станет о том, чтобы попытаться туда попасть. Таким образом, мы видим, насколько наши убеждения являются главной и самой тонкой движущей силой в нашей жизни.
Если только кто-то нас не подталкивает, обычно мы пытаемся достичь лишь такого уровня успеха, который соответствует нашему представлению о том, насколько успешными мы можем быть (что также включает в себя нашу веру в то, в какой степени Кришна может действовать через нас).
Каков ваш сценарий?
Какое отношение это имеет к нашим обетам? Как вы считаете, легко ли следовать вашим обетам? Способны ли вы следовать своим обетам или нет? Как вы полагаете, данные вами обеты помогают или мешают вам? Считаете ли вы, что данные вами обеты несущественны? А может быть, вы считаете, что следовать данным обетам просто невозможно для вас? Все, во что бы вы ни верили, проявится в ваших действиях.
Порой мы хотим следовать своим обетам, но постоянно говорим, что следовать им невозможно. Таким образом мы усиливаем свою убежденность в этом при помощи своих же слов. Так наше убеждение становится все сильнее, что усложняет выполнение обета, подтверждая и укрепляя веру в то, что следовать нашим обетам невозможно. Это имеет настолько тонкое влияние, что мы даже не понимаем, что происходит. Мы понимаем лишь то, что нашим обетам невозможно следовать.
Убеждения подобны внутренним сценариям, которые указывают, что нам делать. Если мы задаемся вопросом, почему у нас возникают трудности с выполнением данного нами обета, ответ может заключаться в том, что у нас есть сценарий, в котором говорится: «Я не могу следовать этому принципу, потому что ему слишком трудно следовать; я недостаточно силен, чтобы следовать; если я буду следовать ему, это не сделает меня счастливым; молодой (старый, толстый, худой, занятый, безработный и т. д.) не может этому следовать».
Если вы замечаете, что в вашей жизни постоянно происходит одно и то же, причина тому – «тонкое убеждение». «Тонкое убеждение» – это убеждение, наличие которого у себя вы даже не осознаете. Например, если у вас постоянные трудности в браке (или вы не можете выйти замуж или жениться), это означает, что у вас есть предубеждения относительно противоположного пола, брака, отношений или даже относительно самого себя, которые влияют на ситуацию. Если вы обнаружили, что у вас недостаточно денег или, получив деньги, вы не в силах их удержать, значит, у вас есть предубеждения насчет денег, которые приводят к таким последствиям.
Приходилось ли вам когда-либо находить у себя такие убеждения, как: «Я не смогу стать полностью сознающим Кришну в этой жизни» или «Я никогда не смогу быть таким же, как этот прабху»? Если да, то эти убеждения влияют на то, насколько вы действительно погружаетесь в процесс преданного служения и как практикуете сознание Кришны.
О чем вы спрашиваете?
Простой способ понять некоторые из ваших убеждений – это посмотреть на вопросы, которые вы иногда или часто задаете себе. Если вы спрашиваете: «Как я могу стать полностью сознающим Кришну уже в этой жизни?» ─ это означает, что вы верите, что можете это сделать. Если вы интересуетесь: «Как я могу распространять 100 больших книг в день?» ─ значит, вы считаете, что каким-то образом это можно сделать. Спрашивая: «Как я могу следовать принципам садхана-бхакти и повторять определенное количество кругов?» ─ вы верите, что это возможно.
Давайте рассмотрим ограничивающие убеждения, которые у вас могут быть. Вы оправдываете себя тем, что не верите в достижимость определенных вещей? Негативные убеждения часто скрываются за такими оправданиями: «Я не смог добиться успеха, потому что…»; «Я не пытался, потому что…»; «Любой с моим прошлым не справился бы».
Если вы сможете изменить свои убеждения, то у вас также изменится представление о том, что для вас возможно. А затем изменятся и ваши действия.
Настраивать себя на негатив
На утренней прогулке в Лос-Анджелесе (28 сентября 1972 г.) Прабхупада рассказал историю о человеке, друзья которого решили сбить его с толку. «Итак, была компания друзей. И все друзья сговорились, чтобы одурачить одного из них. Они условились: „Как только вы встретите его, начинайте кричать: „А-а-а, здесь призрак! Здесь призрак! Здесь призрак!” Итак, все друзья стали говорить: „О! Ты мертв, ты стал призраком! Ты призрак!” И после того, как десять человек сказали ему об этом, он подумал: „Неужели я стал призраком?” Он пришел в недоумение: „Действительно ли я мертв и стал призраком?”».
Что если бы группа людей решила подобным образом разыграть здорового преданного? Допустим, мы решили бы, что всякий раз, встречая его, мы говорим: «Прабху, ты хорошо себя чувствуешь? Ты плохо выглядишь. Ты болен? Ты выглядишь очень усталым. Похоже, с тобой что-то не так. Тебе обязательно надо сходить к врачу. Я беспокоюсь о тебе».
Как вы думаете, что он почувствует? После того, как двадцать человек скажут ему это в течение нескольких дней, он, вероятно, начнет чувствовать себя усталым и слабым и думать, что с ним всерьез что-то не так. Теперь становится понятно, к чему могут привести негативные убеждения.
У вас могут быть различные негативные убеждения, которые влияют на ваше преданное служение, ─ убеждения, которые говорят вам, что вы недостаточно хороши, сильны, умны, недостаточно квалифицированы, чтобы быть настоящим преданным, практиковать хорошую садхану, следовать своим обетам и т. д.
Я бы хотел, чтобы вы составили список своих негативных убеждений. Этот список может вас удивить или даже шокировать. Но несомненно одно: если вы обнаружите свои негативные убеждения и либо избавитесь от них, либо превратите их в позитивные убеждения, это очень поможет вам.
Прежде чем вы начнете, приведу несколько примеров распространенных негативных убеждений:
- В прошлом я совершил столько грехов, что теперь мне та-а-а-ак трудно быть в сознании Кришны.
- Я не заслуживаю того, чтобы действительно быть сознающим Кришну.
- Плохое воспитание и обусловленность мешают мне быть в сознании Кришны.
- Я недостаточно разумен, чтобы глубоко понять сознание Кришны и отречься от образа жизни материалиста.
- Я не очень-то склонен к духовной жизни, чтобы стать хорошим преданным.
- Мои материальные желания и привязанности очень сильны. У других преданных все не так плохо, как у меня (вы удивитесь, узнав, сколько преданных так думает).
- Просто мне нравится наслаждать свои чувства.
- Бог не заботится обо мне.
- Со мной никогда не происходит ничего особенного, поскольку Кришна не проявляет ко мне особой милости.
- Для меня невозможно найти баланс между материальной и духовной стороной жизни.
- Мой характер мешает мне быть устойчивым на духовном пути.
- Я никогда ни в чем не достигал успеха.
- Моей духовной практике мешает то, что я женат/замужем.
- Я не могу практиковать сознание Кришны, потому что я работаю.
- Я не могу находиться в сознании Кришны, потому что у меня слишком много эмоциональных проблем.
- Я не могу следовать сознанию Кришны, потому что …… (напишите свою версию).
Если у вас есть эти или подобные убеждения, то они проявляются в вашей жизни прямо сейчас. Они мешают вам прилагать больше усилий к тому, чтобы быть в сознании Кришны. В конце концов, зачем пытаться достичь того, чего вы, по вашему мнению, не можете достичь?
А теперь составьте свой список. Вам необходимо обнаружить собственные негативные убеждения и встретиться с ними лицом к лицу. Нужно признать все, что мешает вам двигаться вперед.
После того, как вы составили свой список, как можно громче повторяйте следующую мантру:
«Этот список меня убивает!»
Позвольте объяснить, почему он вас убивает. Как бы вы чувствовали себя, если бы все, кого вы встречаете, знали, что находится в этом списке? Не слишком комфортно, правда?
Ваши убеждения «разговаривают» с вами 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Позволять этому списку звучать внутри себя – это все равно, что пытаться подняться на вершину горы, повторяя мантру: «Я никогда не достигну вершины». Поэтому, чтобы находиться в сознании Кришны, вам необходимы убеждения, которые способствуют вашей духовной жизни, а не подрывают ее.
Но что если мы заменим этот список на противоположный? Как бы вы себя чувствовали, если бы все, кого вы встречаете, говорили вам, что вы – духовный, проницательный человек; что вы способны духовно развиваться; что вы – человек, позитивно отличающийся от общей массы людей? Разве это не окажет на вас положительного влияния?
По правде говоря, если вы являетесь преданным, у вас явно есть эти качества и, вероятно, многие другие.
Итак, давайте проанализируем ваш уровень сознания.
Подумайте, какие у вас есть преимущества, которые помогают вам стать сознающим Кришну. Возможно, это ваше естественное влечение к Богу и духовной деятельности, ваша привязанность к преданным, ваша вера в важность духовной жизни. Возможно, вы искатель истины, живущий ради истины и обретения знаний. Возможно, у вас есть сильное желание увидеть, как другие становятся сознающими Кришну. Может быть, вы всегда чувствовали близость и доверие к Богу. А может, у вас есть природные качества, благодаря которым вам легче достичь сознания Кришны, – такие как решительность, вдохновение, терпение, смирение, мягкость и т. д.? Или, может быть, вам присущ естественный дух служения, который очень ценен для духовного развития.
Возможно, вы разглядели уродство материалистичной жизни и полностью уверены, что в материальном мире не существует настоящего счастья. Доводилось ли вам когда-нибудь ощущать сладостный вкус сознания Кришны до такой степени, что теперь вы уверены: «Это единственное, что может сделать меня по-настоящему счастливым!»? Есть ли у вас вера, что Святое имя может привести вас к лотосным стопам Кришны, если вы будете воспевать в правильном настроении?.. Что бы это ни было, запишите это для себя.
Дело в том, что у вас есть выбор, какие иметь убеждения относительно себя, и насколько проявится процесс бхакти в вашей жизни. Если вы верите, что можете стать сознающим Кришну в этой жизни (а Прабхупада сказал, что это возможно), это придаст вам сил, вдохновения и решимости продвигаться вперед.
Если вы верите в то, что для вас будет проблемой предаться, расти духовно, преодолевать анартхи, углублять свое служение и совершать его более масштабными и новыми способами, создавать хорошие семейные отношения и т.д. ─ то разве не очевидно, что это действительно станет для вас проблемой?
Возможно, вы полагаете, что это слишком простое объяснение того, на каком этапе сознания Кришны вы находитесь. Вероятно, вы думаете: «Неправильно говорить, что я не такой продвинутый, каким мог бы быть, просто потому что не верю, что могу быть таким продвинутым. У меня есть обусловленности из прошлых жизней, у меня есть самскары, мои прошлые благочестивые и греховные поступки – и все они влияют на меня».
Это так. Но вы даже вспомнить теперь не сможете, что это были за «прошлые поступки».
Если вы считаете, что не можете быть в сознании Кришны, потому что в прошлой жизни были очень грешны, то история освобождения Джагая и Мадхая доказывает, что вы неправы. Они просто рекордсмены в сфере греховной деятельности. Эти двое совершили куда больше грехов, чем вы когда-либо совершали или могли бы совершить. В любом случае, если вы убеждены, что вы действительно особенно (или даже уникально) падшие и грешные, разве не было бы разумнее для вас принять иное, вдохновляющее убеждение, например такое: «Значит, мне нужно прилагать больше усилий, чем другим преданным»?
Взгляните на свои убеждения и спросите себя: «Это убеждение помогает или мешает мне?»
Если оно не помогает, измените его или избавьтесь от него. Отрицательные убеждения ограничивают вашу веру в свои возможности в сознании Кришны (а также во всем, что вы делаете). И реальность такова, что рано или поздно вы получите то, что ожидаете. Обычно те, кто ожидает провала, действительно все время терпят неудачу.
Вы обретете то, к чему стремитесь, на чем сосредотачиваетесь, чего хотите и во что верите как в достижимое – мы получаем то, на что рассчитываем. Великие преданные имеют большие надежды. Они знают, что Кришна исполнит их надежды и мечты о чистом преданном служении. И они также начинали примерно с того же уровня, на котором сейчас находимся мы.
Изменить свои убеждения
Давайте вернемся к списку негативных убеждений и посмотрим, как они вредят вам, чтобы понять, как можно заменить их на позитивные. Так вы начнете изнутри круглосуточно получать поддержку для того, чтобы оставаться верными сознанию Кришны. (Важно отметить, что если вы чувствуете постоянную потребность в поощрении со стороны вашего гуру или других людей или зависимость от этого поощрения, вероятно, это происходит потому, что ваши собственные убеждения лишают вас уверенности в себе).
Как я уже говорил выше, возможно, вы думаете, что не можете действовать в сознании Кришны, потому что до того, как стать преданным, совершили много ужасных и греховных поступков. Но эту идею легко можно превратить в убеждение о том, что Святое имя настолько сильно, что способно очистить даже тех, кто более грешен, чем вы (и в шастре есть множество тому примеров). Кроме того, помните, что Господь Чайтанья особенно милостив к падшим.
Разве не удивительно, что каким-то образом мы «умудряемся» поверить в то, что не способны духовно развиваться, и это несмотря на то, что по своей природе являемся сознающими Кришну, а Кришна готов, желает и способен всячески нам в этом помочь?!
Тот факт, что мы всегда были и всегда будем духовными душами, а также во многом связаны с Господом Чайтаньей, означает, что мы «прошли предварительный отбор» для того, чтобы стать сознающими Кришну.
Итак, поздравляю, вы соответствуете установленным требованиям, необходимым, чтобы стать полностью сознающими Кришну! И если у вас осталось хотя бы одно отрицательное убеждение о таком позитивном моменте как милость Господа Чайтаньи, это убеждение необходимо срочно изменить.
Вот еще одно распространенное убеждение: «Трудно контролировать ум и чувства». Да, это трудно, но не для тех, кто обладает сознанием Кришны. У нас есть маха-мантра, которая является наилучшей практикой для контроля ума. Поэтому как можно сомневаться в том, что человеку, ежедневно искренне повторяющему маха-мантру, не составляет труда контролировать свой ум?
Попасться в свою собственную паутину
Конечно, если мы повторяем мало или недостаточно хорошо, у нас естественным образом разовьется негативное убеждение о контроле ума. В 17 главе «Гиты» Кришна говорит, что в зависимости от гун материальной природы, под влиянием которых мы находимся, формируется определенный тип веры. Например, если мы живем преимущественно под влиянием страсти и невежества, то будем считать, что следовать сознанию Кришны трудно («Я не могу управлять своим умом, я не могу контролироватьсвои желания» и т.д.).
И вера в то, что это сложно, усиливает трудности, с которыми мы сталкиваемся в практике сознания Кришны. Поэтому если мы не будем грамотно следовать садхане и не увеличим деятельность в гуне благости, наши убеждения останутся окрашенными страстью и невежеством (ведь мы видим вещи не такими, какие они есть на самом деле, а такими, каковы мы сами). Таким образом, мы попадаем в свою собственную паутину. Дело в том, что при изменении деятельности наши убеждения также меняются. Например, если человек на непродолжительное время перестает есть мясо, вполне вероятно, его убеждение в том, что некоторые животные являются для него пищей, а некоторые ─ просто домашними животными, изменится на убеждение, что ни одно животное нельзя убивать ради еды.
«Нет времени повторять круги»
Давайте рассмотрим популярное убеждение: «Мне не хватает времени в течение суток, чтобы повторить свои круги». Если у вас есть это убеждение, вам, естественно, будет трудно находить время для повторения мантры. И даже когда у вас будет достаточно времени, чтобы вычитать все свои круги, данное убеждение часто будет приводить к тому, что вы будете пытаться разделаться с ними как можно быстрее. Однако когда вы считаете, что времени достаточно, происходит нечто волшебное: вы находите время, чтобы повторить свои круги.
Вы, кажется, сказали: «Я в это не верю»?
Если вы сказали это, есть большая вероятность, что вы либо не найдете времени для вычитывания всех своих кругов, либо, повторяя джапу, будете пытаться уложиться в какое-то определенное время.
«Я никогда не смогу быть полностью сознающим Кришну»
Во что еще вы верите в сознании Кришны? Как насчет: «Я не планирую стать полностью сознающим Кришну в этой жизни». А что же вы планируете? Планируете ли вы в этой жизни стать сознающим Кришну на 44%, потому что, на ваш взгляд, это максимум, на что вы способны? Что ж, если вы планируете в этой жизни быть сознающим Кришну на 44%, я уверен, что вы будете прилагать усилия в своей практике преданного служения лишь на 44%.
Я думаю, в этом случае вы не будете взывать к Кришне и практиковать садхану так же активно, как если бы пытались стать на 100% сознающим Кришну. Чем больше сознания Кришны вы планируете в своей жизни, тем больше ваша жизнь подстраивается под этот план.
Упражнение
Почему бы не провести такой эксперимент: на этой неделе поднимите планку и запланируйте по-настоящему погрузиться в сознание Кришны! Например, вы можете раньше вставать, раньше заканчивать свои круги, больше читать, не смотреть телевизор, не зависать в Интернете, совершать больше служения и т.д.
«О, я никогда не смогу этого сделать».
Вот, пожалуйста, опять эти убеждения! Позвольте спросить: «А это правда, что на этой неделе вы действительно не сможете стать более сознающим Кришну?»
Причина и следствие
Давайте сравним результаты от упражнений и от убеждений, лишающих силы. Один из способов ясно понять это – представить, каково было бы повторять эти убеждения снова и снова. Очевидно, что довольно глупо вновь и вновь повторять: «На этой неделе я никак не смогу быть более сознающим Кришну». И разве не было бы особенно глупо (а если подумать, то даже неприлично) произносить эти слова перед повторением джапы или между кругами? Как насчет того, чтобы повторять это по пути на работу или возвращаясь с работы домой? А давайте попробуем повторять эту мантру десять раз перед сном и еще десять раз при пробуждении.
Хорошая идея? Конечно, нет! Но наши убеждения действуют именно по этому принципу. Они постоянно крутятся в нашем подсознании. Поэтому если вы действительно верите, что не сможете стать более сознающим Кришну на этой неделе, эта песня будет играть для вас всю неделю (или, может быть, она уже давно играет). А значит, именно это вы и получите. Или, может, лучше сказать: «Это то, чего вы не получите»?
Разумеется, ни один человек в здравом уме не захочет постоянно повторять ограничивающие его установки. Хорошая новость заключается в том, что если мы заменим ограничивающие убеждения вдохновляющими, они будут помогать нам, рождая позитивные, воодушевляющие мысли.
Измените свои убеждения
Итак, вернитесь к своему списку ограничивающих убеждений и посмотрите, как вы можете превратить их во вдохновляющие. При необходимости используйте список своих положительных качеств и убеждений. Каждое негативное убеждение, которое вы превратите в убеждение, способствующее расширению ваших возможностей, будет оказывать исключительно положительное влияние на вашу жизнь. Силу этого упражнения невозможно переоценить!
Если сейчас у вас нет времени выполнить эти упражнения, я припадаю к вашим лотосным стопам и молю: «Пожалуйста, найдите время сделать это позже». Да, возможно, будет трудно посмотреть правде в глаза и обнаружить эти убеждения; быть может, именно потому вы и не хотите этого делать. Но возможно, именно эти убеждения и мешают вам стать тем, кем вы желаете, и двигаться туда, куда вы хотите.
Недостаток веры в себя
«Человек побеждается не своими противниками, а самим собой» (Ян Смэтс).
Итак, давайте признаем правду: в определенной степени мы падшие, и у нас есть свои недостатки. Но истинная проблема заключается в том, что мы верим, что это состояние и эти недостатки мешают нам быть более сознающими Кришну или достигать успеха. Просто поверьте, что можете сделать больше, чем вы думаете, и тогда вы начнете делать больше.
«Стремиться к тому, что я считаю невозможным? Это звучит совершенно непрактично». Сперва это может быть и так, но чем больше вы думаете об этом, тем больше вы видите в этом потенциал. Большинство людей находятся не там, где хотят быть – и никогда там не будут. Почему? Потому что не верят, что могут достичь этого. Они будут говорить, что причина в том, что они не знают, как это сделать. Но это ненастоящая причина. Когда вы начинаете планировать гораздо большее, чем, по вашему мнению, возможно, происходит нечто волшебное – вы начинаете задавать вдохновляющие вопросы, и эти вопросы побуждают вас генерировать идеи о том, как осуществить эти «несбыточные» мечты. Вы начинаете думать и действовать по-новому, обретая новые силы и возможности.
«Самая большая опасность для большинства из нас состоит не в том, что мы метим слишком высоко и не достигаем цели, а в том, что мы целимся слишком низко и достигаем этого» (Микеланджело).
Посмотрите, куда вы целитесь. Если ваша цель находится в пределах вашей зоны комфорта, вы метите слишком низко.
Бейб Рут, известный бейсболист, был нацелен только на хоум-ран. Он никогда не стремился просто попасть на базу. Большинство людей в своей жизни просто хотят попасть на первую базу. Для нас это означает думать примерно так: «Если я могу просто следовать принципам и повторять свои круги, у меня все отлично».
Стремитесь и верьте, что вы можете достичь намного большего!
Это вопрос отношения
Кришна отвечает на наше отношение. Если мы ищем причины, по которым не можем что-то сделать, Кришна поможет нам увидеть всевозможные «веские» причины для этого. Но еще никто и никогда не достигал успеха, размышляя о причинах, по которым он не может обрести успех. Люди становились успешными, размышляя над тем, как добиться успеха, а затем действуя на основе этих идей.
И когда вы считаете, что можете быть более сознающим Кришну, и развиваете убеждения, дающие вам силы, и когда думаете, что не сможете этого, и постоянно объясняете себе, почему – в обоих случаях вы, к счастью или к несчастью, обнаружите, что полностью правы.