Озарение 32. Насколько мы верны слову чести
Представьте себе такую сцену.
После миллионов жизней вы наконец-то возвращаетесь в духовный мир. И когда вы подходите к воротам Голоки, вас просят подождать, потому что Кришна хочет лично поприветствовать вас. С каждой секундой вы все больше и больше волнуетесь. Вам даже не верится, что вы наконец-то вернулись обратно, в свой вечный дом.
Вдалеке вы видите прекрасную синюю фигуру, приближающуюся к вам. Наконец-то после того, как с незапамятных времен вы принимали множество рождений в 8 400 000 видов жизней, вам удается мельком увидеть вашего вечного возлюбленного и друга, чья чарующая форма пленяет глаза и ум. Вы пьете Его красоту как сладчайший нектар. Ваше сердце начинает биться сильнее в ожидании возможности поговорить с Кришной, прикоснуться к Нему, играть и танцевать с Ним.
Вы не можете сдержать слез, думая о тех бесчисленных жизнях, когда поворачивались спиной к Кришне, а также о том, что теперь вы вновь воссоединились с Ним. Наконец Верховный Господь в облике самого очаровательного пастушка приближается к вам. Это величайший момент во всей вашей вечной жизни. Вы с волнением ждете, утратив дар речи.
Кришна счастлив видеть вас, однако Он, кажется, чем-то обеспокоен. У Него серьезное выражение лица. Несколько мгновений Он внимательно смотрит на вас, не произнося ни слова. В ожидании вы размышляете, каковы же будут Его первые слова. Каждая секунда кажется целой вечностью. Вы думаете: «Выразит ли Он свою радость от моего возвращения в духовный мир? Проявит ли свою любовь ко мне?» Кришна все еще выглядит обеспокоенным, и это приводит вас в недоумение. Наконец, с состраданием глядя вам в глаза, Он говорит: «Я не знаю, смогу ли доверять тебе».
Вы ошеломлены. Ваши мысли начинают путаться. Вы не можете сдержать слез. Кришна сомневается, можно ли вам доверять, и это разрывает вам сердце. Вы хотите перестать существовать. Мысль о том, что вы подвели того, кто заслуживает вашего наивысшего доверия, невыносима.
Кришна ждет, стоя рядом, пока к вам постепенно возвращается самообладание. Вы хотите сказать: «Мой Господь, Ты можешь доверять мне!» Однако, размышляя над тем, почему Он сомневается в вашей добросовестности, вы вспоминаете обещания, которые уже давали Господу, давали своему гуру, своему супругу, своим друзьям и даже себе, и которые не всегда сдерживали. Конечно, у вас были на то свои причины, но, каковы бы ни были причины, вы подводили Кришну.
Может ли Бог доверять мне?
Что если бы Кришна появился перед вами сегодня? Были бы у Него основания сказать вам то же самое? Размышления на тему «достоин ли я доверия Бога и гуру» ─ это серьезная медитация, позволяющая сосредоточиться на наших отношениях и принятых в связи с ними обязательствах. Доказывают ли ваши поступки, что вы достойны доверия Кришны, гуру и других людей? Иными словами, на 100% ли вы придерживаетесь своих обетов?
В «Гите» (9.27) Кришна просит нас предлагать Ему все совершаемые нами аскезы, а также все, что мы делаем, едим, дарим или отдаем. Подобно тому, как можно предложить Кришне предмет или действие, также можно предложить Ему еще не совершённые поступки вместе с решимостью их выполнить. Решимость присуща принятию обета, но неизменность решимости ─ главное условие следования ему.
Поэтому если вы впоследствии меняете цель своих поступков – это все равно, что вы забираете у Бога обратно то, что уже было вами предложено Ему. Это то же самое, что забирать пищу с тарелки Кришны, пока ее несут на алтарь.
Обеты личностны
Если мы будем думать о своих обетах, которые мы дали Кришне, с точки зрения наших личных отношений с Ним, то нам будет намного легче следовать этим обетам. Например, когда мы даем обещание лучшему другу, а потом чувствуем, что нам трудно его выполнить, мы, скорее всего, сдержим свое обещание, зная, что наш друг будет расстроен, если мы не справимся. Точно так же стоит относиться и к нашим обещаниям Кришне. Когда у нас возникают проблемы с выполнением наших обетов, полезно думать, что, нарушив свои обещания, мы подведем Кришну. Если мы подведем Кришну, в какой-то степени это неизбежно повредит нашим отношениям с Ним.
Отношения похожи на эмоциональный банковский счет. Каждый раз, делая что-то позитивное в отношениях, мы вносим депозит на свой эмоциональный банковский счет. И каждый раз, когда мы делаем что-то негативное, мы списываем со счета какую-то сумму. Если мы сделаем больше снятий, чем вкладов, наши отношения в итоге обанкротятся.
Брать на себя обязательства в этом изменчивом мире, безусловно, очень сложно. Поэтому, если нам трудно соблюдать свои обеты, полезно подумать об этом как о нашем эмоциональном банковском счете. Мы не должны превращать свои отношения с Кришной в безличные, думая, что на самом деле Он вовсе не расстраивается, когда мы не выполняем свои духовные обеты и обещания, данные Ему. Поскольку Кришна хочет, чтобы мы Его полюбили и вернулись к Нему, нам необходимо учитывать, что каждый раз, когда мы делаем нечто такое, что отдаляет нас от Кришны, это причиняет Ему боль.
Как ты делаешь что-то одно, так ты делаешь и все остальное
Еще одна мысль, над которой стоит задуматься, ─ это наше отношение к принятию обязательств в целом. Если вы не способны или не желаете быть порядочным в своей духовной жизни, это также влияет и на вашу надежность в других отношениях, и наоборот. Подумайте об этом. В дзен-буддизме говорится: «Как ты делаешь что-то одно, так ты делаешь и все остальное».
Итак, мы можем думать, что нам трудно следовать определенному обету, но если мы не станем его придерживаться, это в большей степени будет говорить об уровне нашей серьезности по отношению к обязательствам в целом, чем о проблемах, связанных с выполнением конкретного обета.
Обеты дают нам силы
Шрила Прабхупада учил не тому, что люди соблюдают обеты лишь по той причине, что уже умеют контролировать чувства или обладают духовной силой. Он говорил, что люди соблюдают обеты, потому что ценят слово чести. Они ценят свое честное слово, и поэтому не поддаются на провокации и избегают ситуаций, которые могут привести к нарушению этих обетов. Он знал, что соблюдать обеты нелегко, и что у многих из тех, кто принял посвящение, очень темное прошлое. Но он также знал, что чем серьезнее мы принимаем свои обеты, тем более стабильными сможем стать в сознании Кришны. Это потому, что обеты дают нам силы делать то, что обычно бывает для нас очень трудным.
Когда мы серьезно относимся к своим обетам, это подталкивает нас к росту и выходу за рамки своих привычных стандартов и способностей.
Мы можем думать, что для поддержания обетов нам нужна духовная сила (а в нашем духовном путешествии мы и вправду зависим от милости гуру и Кришны). Тем не менее, решимость матери Яшоды в Дамодара-лиле растопила сердце Кришны и позволила ей привязать Верховную Личность Бога к ступе. Это учит нас тому, что наши собственные усилия и настойчивость имеют в духовной жизни такой же вес, как и милость свыше.
Поэтому, хотя для нас вполне естественно винить в своем падении недостаток духовной силы, на самом деле наша внутрення духовная сила имеет гораздо больший потенциал, чем мы способны себе представить.
Именно преданность обещаниям, которые мы дали гуру и Кришне, дает нам силу контролировать себя. Это как соблюдение поста. Если вы решили поститься, у вас хватит сил сделать это. Но если вы думаете: «Наверно, я буду поститься весь день», скорее всего, вы этого не сделаете. Вы бы дали другу взаймы, если бы он принес контракт со словами: «Возможно, я верну тебе деньги»?
Вы когда-нибудь слышали, как люди говорят: «У меня нет сил, чтобы заниматься спортом»? Им кажется логичным, что для физических упражнений нужны силы. Но обычно истинная причина,
по которой они испытывают нехватку сил, прежде всего кроется как раз в том, что они не занимаются спортом. Поэтому заявить: «У меня нет духовной силы, чтобы соблюдать свои обеты» – это все равно, что сказать: «У меня нет сил, чтобы заниматься спортом». Искреннее намерение следовать своим обетам с вдохновением и решимостью даст вам необходимые для этого силы.
Когда Прабхупаду спросили, как преданные могут набраться решимости следовать регулирующим принципам, он ответил, что решимость появляется, когда мы следуем регулирующим принципам. Вы прочли это дважды? Что ж, преданный, задавший этот вопрос, и сам растерялся, думая, что Прабхупада не понял его. Поэтому он вновь спросил: «Как нам обрести решимость следовать принципам?» Но Прабхупада ответил, что это не наше дело ─ спрашивать, как обрести решимость. (Утренняя прогулка, 3 июня 1976 г., Лос-Анджелес).
Что он имел в виду?
Он говорил о том, что вы уже дали обет. Поэтому речь не идет об обретении решимости для выполнения уже принятых вами обязательств или о вопросах, касающихся того, где взять эту решимость. Это все равно что взять у друга деньги взаймы, а потом позвонить ему и спросить: «Как мне обрести решимость, чтобы вернуть тебе деньги?»
Дальше Прабхупада объясняет, что если сохранять приверженность своим обетам, решимость в сознании Кришны будет расти.
Взгляд на четыре регулирующих принципа
Большинству людей кажется, что в Кали-югу невозможно следовать четырем регулирующим принципам. Из-за этого можно легко угодить в ловушку, думая, что я обычный человек, и это «нормально», что я не могу следовать им. Да, это правда, что не следовать – это нормально, но преданные не должны быть «нормальными» людьми в Кали-югу. Быть «нормальным» в Кали-югу означает позволять себе (и даже думать, что мы имеем на это право) наслаждаться сексом, выпивкой, мясом и азартными играми. «Нормальный» означает живущий под влиянием Кали или, как сказал Прабхупада, являющийся жертвой Кали-юги.
Хотя следование четырем правилам кажется очень возвышенным процессом, Прабхупада относится к этому совершенно иначе – это обычное дело для благочестивых людей.
Подобные размышления о регулирующих принципах делают нас более приземленными в отношении наших обязательств, и они перестают казаться нам сверхчеловеческой задачей, предназначенной лишь для особых душ. Прабхупада даже полагал, что благодаря установлению варнашрама-дхармы многие люди смогут, в конце концов, следовать этим принципам. Он сказал: «Воспевание будет продолжаться. Его нельзя прекращать. Но в то же время нужно установить варнашрама-дхарму, чтобы облегчить путь». (Из беседы 14 февраля 1977 г., Майяпур).
Также в разговоре с сыном во Вриндаване (6 июля 1977 г.) Прабхупада упомянул: «Поэтому благочестивые поступки и другие вещи, йагья-дана-тапах-крийа, рекомендуются, чтобы обрести качества брахмана. Эти условия необходимы. Если же оставаться подобным животному, то удача никогда не придет».
Как вам это?
Прямо сейчас подумайте обо всех невыполненных обещаниях – малых и больших – и составьте их список. Может быть, вы не вернули то, что взяли на время. Возможно, кто-то ожидает, что вы позвоните ему или ответите на электронное письмо, а вы это откладываете. Быть может, вы пообещали другу или супругу помочь в чем-то, но не нашли времени, чтобы сделать это. Что
в вашем списке? И, конечно же, есть более серьезные обещания и обеты, которые, возможно, вы не выполняли: повторение определенного количества кругов, повторение гаятри-мантры три раза в день, следование регулирующим принципам, преданность своему супругу и т. д.
Уделите минуту, чтобы сделать это, прежде чем продолжите читать. Вы можете сделать это в уме, если хотите. Это упражнение связано с тем, что я собираюсь сказать в оставшейся части данной главы, и это не будет иметь смысла, если вы не выполните упражнение. Могу ли я быть уверен в том, что вы сделаете это, прежде чем продолжить?
Теперь запишите или подумайте о причинах, по которым вы не выполнили эти обещания и клятвы. Это будут причины, которые вы приводите в оправдание, объясняя себе, почему еще не сделали этого. Вот некоторые из причин, которые люди озвучивают на моем семинаре про обеты:
Я забыл.
Я слишком занят.
Я ленивый.
Я перегружен.
Это не так уж и важно.
Не могу найти время.
Ничего страшного, если я не сделаю этого.
Мне не хочется это делать.
Это не имеет значения.
Сделаю как-нибудь в другой раз.
У меня есть дела поважнее.
Не знаю, почему я забыл.
В отношении наиболее серьезных обещаний или обетов участники привели такие причины:
Я просто не смогу это сделать.
Я не настолько терпелив.
Это слишком сложно.
Я слишком слаб.
Кришна поймет.
Я был молод, когда обещал это.
Я не осознавал, что делаю, когда давал это обещание.
Я вовсе не это имел в виду, давая обещание.
Мне и в материальной жизни забот хватает.
В детстве я не научился ответственности.
Мне не нужно было это обещать.
Не знаю, зачем я это пообещал.
Мои партнеры вынудили меня дать это обещание.
Мне всегда сложно выполнять свои обязательства.
Этот человек не достоин принятого мной обязательства.
Очень важно, чтобы вы составили списки в обеих категориях. Так что сделайте это, прежде чем читать дальше.
Теперь представьте себе такую картину. Ваш лучший друг, которого вы знаете всю свою жизнь, открывает бизнес. Это не просто бизнес. Это бизнес в развивающейся отрасли, которая имеет огромный потенциал для роста.
Если ваш друг сможет начать сейчас, то наверняка заработает огромное количество денег. Он хочет вложить средства в этот бизнес, и ему нужно 100 000 долларов. И как раз так получилось, что вам удавалось откладывать по 10 долларов в день в течение последних двадцати лет, и, с учетом капитализации процентов, вы накопили 100 000 долларов. Вы планируете уйти на пенсию через два года и переехать во Вриндаван, и сможете это сделать, живя на проценты от этих 100 000 долларов.
Ваш лучший друг обращается к вам по поводу своего бизнеса и просит кредит в 100 000 долларов. Он обещает, что вернет вам деньги в течение двух лет. Перспективы бизнеса настолько хороши, что он предлагает выплатить вам 18% процентов по кредиту. Поскольку вы планируете переезжать во Вриндаван только через два года и хотите помочь ему, то с радостью даете ему деньги взаймы. Кроме того, учитывая 18%, которые вы получите, это беспроигрышная ситуация для вас обоих.
Извинения
Вы договариваетесь с ним о том, что он вернет вам деньги в течение двух лет. К тому времени, когда вы будете готовы уйти на пенсию и переехать во Вриндаван, вам будет выплачено 100 000 долларов США плюс проценты. Прошел год. Бизнес вашего друга идет не так, как планировалось, и он только один раз выплатил вам 8 500 долларов. Ваше беспокойство возрастает, но, поскольку он ваш близкий друг и дал вам твердое обещание, вы уверены, что он сдержит свое слово.
Прошло полтора года, и со времен первого взноса он больше не выплачивал вам денег. Вы решаете серьезно поговорить с ним и узнаете плохие новости: он не собирается возвращать вам деньги. Вы в шоке! Вы не можете поверить, что близкий друг способен так с вами поступить.
Теперь вернитесь к списку причин, по которым вы не всегда выполняете свои обещания.
Представьте, что этот друг приводит в свое оправдание те же самые причины, чтобы объяснить, почему он не вернет вам деньги.
Как бы вы себя чувствовали?
Теперь вы знаете, как себя чувствуют другие, когда вы не держите свое обещание. И не забывайте, что у вашего гуру и у Кришны тоже есть чувства!
Задайте эти вопросы
Обеты, обязательства и обещания касаются отношений. Если мы действительно ценим человека и наши с ним отношения, разве это не проявится в том, как мы ценим обязательства, которые мы
берем перед ним? Разве это не будет противоречием, если мы говорим: «Я ценю наши отношения и действительно тебя люблю», но в то же время не держим слово чести, данное этому человеку?
Принятие истины, звучащей в этих вопросах, удивительным образом укрепило мою приверженность обетам, которые я дал Шриле Прабхупаде, а также упрочило обязательства, которые я принимаю перед другими людьми, особенно перед теми, кто мне дорог. В своем личном исследовании слова чести я обнаружил, что причина, по которой я не всегда могу следовать данным клятвам, как обещал (это включает в себя также мысли о том, чтобы не следовать им, хотя внешне я следую), заключается в том, что я не на 100% привержен обетам, которые дал.
Проблема в том, что, если мы будем не на 100% преданы гуру и Кришне, майа определит этот 1% невыполнения обязательств, это слабое звено, и именно здесь выйдет на сцену. Вы знаете, где находится ваше слабое звено? Оно там, где майа постоянно оказывает на вас влияние. Говорят, что наш организм не здоровее своего самого слабого органа. Точно так же, мы настолько сильны, насколько нам позволяет наша слабая преданность гуру и Кришне.
Размышления над вышеупомянутыми вопросами помогли мне сократить пробел между одним процентом нерешительности и решимостью достичь стопроцентной преданности. Это просто мистика! Подумайте, как следует над этими вопросами. Носите их с собой. Задавайте по сто раз в день. Даже если из всей главы вы осознали лишь этот момент, вы действительно получили все необходимое. Поэтому спросите себя: «Насколько я ценю свои отношения с Кришной, гуру, своим супругом, друзьями, деловыми партнерами? Достаточно ли я ценю эти отношения, чтобы держать все обещания, которые я им даю?»