Обусловленность и решимость
Есть разные факторы, которые могут повлиять на нашу способность сохранять решимость. Прежде всего, давайте рассмотрим один из самых важных факторов: создание подходящих жизненных условий, которые будут поддерживать нашу решимость. Если я решительно настроен не есть сладкого, но при этом превращаю свой дом в настоящий склад конфет, это, скорее всего, будет работать против меня. Вместо этого мне лучше заполнить свой дом другими продуктами, которые удовлетворят мою тягу к сладкому. Также важно читать статьи и книги, которые будут поддерживать мою решимость воздерживаться от сладкого.
Проблема в том, что часто мы сами являемся себе врагами. Мы нередко усложняем себе задачу, находясь в атмосфере, которая не соответствует нашим желаниям. Порой именно мы сами создаем атмосферу, которая работает против нас.
Наши действия должны соответствовать нашим целям. Например, если мы решительно настроены хорошо повторять джапу, но не встаем достаточно рано, чтобы иметь возможность мирно воспевать по утрам, значит, наш стиль жизни не поддерживает нашу цель. Если такое происходит, то более точно будет сказать, что мы на самом деле не так уж и решительно настроены хорошо повторять джапу. Если мы говорим: «Я бы хотел хорошо повторять, но…», это может означать, что мы не готовы сделать то, что необходимо, чтобы и вправду повторять хорошо. Стремление и желание – не одно и то же. Если мы стремимся к цели, то действуем так, чтобы ее достичь. Если же просто хотим, то нет гарантии, что мы сделаем все, что необходимо, чтобы это произошло.
Некоторые обстоятельства нам не подвластны. В таких случаях нам нужно, насколько это возможно, контролировать нашу реакцию на эти обстоятельства – через контроль своего собственного внутреннего пространства.
Есть еще один способ сохранять решимость, который лично я считаю эффективным. Кришна говорит, что нужно контролировать свое низшее «я» с помощью высшего «я». Один из приемов, который я использую для этого, – постоянно напоминаю себе, чего хочет мое высшее «я», и чего на самом деле не хочет мое низшее «я» (хотя оно думает, что хочет). Когда я обнаруживаю в себе обусловленную реакцию на ситуацию, напоминаю себе: это не то, чего я хочу, это не то, как я хочу реагировать, это просто реакция обусловленной части меня. И затем я аргументирую для себя то, как я хочу реагировать на эту ситуацию. Благодаря этому я сохраняю связь с той частью самого себя, которая является преданным. Как говорил Шрила Прабхупада, преданный и демон живут в одном теле.
Поэтому я кормлю преданного и морю голодом демона.
Я смотрю на это так: эти обусловленные реакции приходят от моего «прошлого я», а есть еще и мое «настоящее я». Я пришел в сознание Кришны как обусловленная душа, которая хочет быть необусловленной. Когда прежняя обусловленность прельщает меня, я смотрю на это, как на действия моего старого «я», которыми прошлое пытается повлиять на будущее. Затем я напоминаю себе о настоящем, о том, что я преданный, и что я хочу получить Кришну, а не майю. Это помогает мне лучше сосредоточиться на том, для чего я пришел в сознание Кришны, чего хочу достичь и чего на самом деле хочу в жизни.
Этот способ поможет вам быть искренними и иметь более глубокую связь с целью, которая привела вас к Кришне. Искренность и цель, которая привела вас к Кришне, – это также то, что поможет вам остаться тут. Если вы позволите этим вещам ослабнуть, то вы ослабите один из своих страховочных канатов, связывающих вас с Кришной.
Проблема, которую мы, возможно, в полной мере не осознаем, заключается в том, что мы не преодолеваем свою обусловленность. Когда мы позволяем своей обусловленности мотивировать наши действия, обусловленность усиливается. Когда мы действуем в сознании Кришны, это усиливает наше желание служить Кришне. Поэтому проблема чувственных наслаждений или любого действия, совершенного не в сознании Кришны, в том, что они усиливают желание совершать такие действия. Чтобы противостоять этому, нам нужно действовать в сознании Кришны, даже когда нам не хочется. Действия имеют тенденцию воспроизводить сами себя.
Если для того, чтобы начать делать правильные вещи, вы ждете, когда же вам этого захочется, это неразумно. Нужно просто действовать. Само по себе действие позже породит желание вновь действовать так же. Иногда вы не можете мысленно настроиться на новый образ действий, но можете своими действиями создать себе новый способ мышления.