Озарение 68. Кто такой гуру? – Часть 1
В шастре отчетливо сказано, что принятие прибежища у духовного учителя – это основополагающий момент в практике сознания Кришны. Но кто такой гуру и что значит принять прибежище у гуру? Хотя этот вопрос кажется простым, тут есть нюансы, которые известны не всем, а также особенности, относящиеся к уникальным обстоятельствам отношений между гуру и учеником, сложившимся в ИСККОН.
Я мог бы много написать на эту важную тему, но этот вестник представляет собой всего лишь краткий обзор тем. Из-за того, что тема очень глубока, я разделю этот вестник на несколько частей (каждая часть будет опубликована отдельным вестником). Я надеюсь, что этот материал будет полезен всем: и тем, кто ищет дикша или шикша гуру, и тем, у кого уже есть гуру, и тем, кто является или собирается в будущем исполнять роль шикша или дикша гуру.
Желаю вам всегда думать о Кришне,
Махатма дас.
Мы все должны стать гуру
Шрила Прабхупада хотел, чтобы все его ученики стали гуру. Поскольку каждый, кто приходит в ИСККОН, является шикша-учеником Шрилы Прабхупады, это значит, что он просит каждого из нас быть гуру. Большинство преданных чувствует, что им не хватает качеств, чтобы стать гуру, поэтому им трудно понять это наставление. Но всякий раз, когда вы помогаете другому человеку, особенно младшему, в сознании Кришны, вы действуете как гуру.
Гуру означает наставник, учитель или тот, кто указывает путь. Если вы знаете больше, чем кто-то другой, то можете помочь ему сделать следующий шаг в сознании Кришны. В широком смысле, вы его учитель или гуру.
Положение Шрилы Прабхупады
Перед тем, как обсудить сходство и различия дикша и шикша гуру, важно понять, что Шрила Прабхупада – это главный шикша гуру для всех нас. Те, кто начинает практиковать сознание Кришны, устанавливают связь со Шрилой Прабхупадой как со своим шикша гуру до того, как начнут думать о принятии дикша гуру.
Каждый может иметь такие же близкие отношения со Шрилой Прабхупадой, как и ученики, получившие у него посвящение, потому что он доступен для всех посредством своих книг, лекций и служения. Эти отношения не заменяют необходимости в дикша гуру и не отменяют того блага, которое человек может получить от ныне живущего шикша гуру. Это просто подчеркивает тот реальный факт, что все мы связаны со Шрилой Прабхупадой.
Он ведет нас всех, и мы все служим ему (выполняя служение в ИСККОН); все гуру представляют его. Служение всех гуру ИСККОН состоит в том, чтобы помочь своим ученикам приблизиться к Шриле Прабхупаде. В этой связи в марте 2013 года Совет Джи-Би-Си сделал следующее заявление: «Шрила Прабхупада, как ачарья-основатель Международного общества сознания Кришны, является главным гуру для всех членов ИСККОН. Всем членам ИСККОН, во всех поколениях, следует искать прибежища у Шрилы Прабхупады. Все члены ИСККОН имеют право развивать личные отношения со Шрилой Прабхупадой (и мы призываем их к этому) через его книги, учение, служение и через его общество ИСККОН».
Существует много гуру
В традиционном индийском обществе мать считается первым гуру. Поэтому ребенка учат касаться стоп матери, когда он в первый раз видит ее утром. Даже когда мать Брахмананды прабху пришла к Шриле Прабхупаде, Прабхупада дал ему наставление коснуться материнских стоп.
Когда в Индии в течение многих лет изучается один предмет, ученики часто называют своего учителя своим гуру. Вы даже можете найти ашрамы, где ученики живут вместе со своим гуру, чтобы изучать такие предметы, как музыка, драма, танцы, борьба, астрология или санскрит.
Гуру оказывают почести
Хотя детали этикета в разных отношениях могут отличаться, основы отношений гуру-ученик в материальной сфере аналогичны отношениям гуру-ученик в сознании Кришны. Гуру учит и дисциплинирует своих учеников, а ученики чтят, уважают и следуют своему гуру как представителю Бога.
Есть много представителей Бога
В «Шримад-Бхагаватам» Кришна говорит: ачарйам мам виджанийат, «Вы должны знать, что я ачарья (учитель)». Эта шлока обычно применяется к дикша гуру, но, изучив ее в контексте ведической культуры, мы обнаруживаем, что представителями «Бога» для своих подопечных являются многие люди. Царь принимается как нарадева, представитель или проявление Бога на Земле. Шастра говорит, что даже гость является представителем Бога, и ему необходимо оказывать такое же почтение, какое мы выражаем Богу. И, как уже упоминалось, мать и отец, а также учитель представляют Бога.
«Рамаяна» даже учит, что «муж является гуру для жены», стрийа бхарта хи даиватам. Таким образом, мы видим, что почитание другого как представителя Бога имеет место не только в официальных отношениях гуру-ученик в рамках духовной ученической линии.
По этой причине в «Шримад-Бхагаватам» утверждается, что человек не должен брать на себя роль старшего, если он не способен избавить своих подопечных от цикла рождений и смертей. Другими словами, если кто-то берет на себя руководящую роль, он обязан быть гуру для своих подопечных.
Причина, по которой некоторые думают, что формальная сторона отношений между гуру и учеником в сознании Кришны – это явление уникальное, в основном заключается в том, что мы выросли в обществе, в котором не было традиционной ведической модели отношений, проявляющейся в столь сильном уважении к старшим.
Кто может быть гуру?
В прошлые годы в ИСККОН (а у некоторых преданных все еще может сохраняться и сейчас) бытовало превратное понимание того, кто такой гуру и каково его положение. Как упоминалось ранее, в самом широком смысле этого слова, любой, кто помогает вам в сознании Кришны, является гуру. Например, когда человек дает лекцию, он или она – ваш гуру (учитель), и поэтому его следует уважать как такового. Конечно, после лекции такой человек может взять на себя другую роль в отношениях с вами, но во время занятий вы почитаете его как представителя Вйасадевы.
Что имел в виду Шрила Прабхупада, когда в период становления ИСККОН заявил: «Я хочу, чтобы к 1975 году все мои ученики стали гуру»? Все его ученики были молодыми преданными, недостаточно опытными и зрелыми в сознании Кришны, поэтому казалось, что они не были готовы так скоро стать дикша гуру. Одно можно сказать наверняка: Прабхупада часто говорил о своей кончине и о том, как он полагается на своих учеников в вопросах продолжения движения сознания Кришны. Главным для выполнения этой задачи было давать ученикам наставления и посвящения. Кто-то может логично заметить, что ему следовало попросить своих духовных братьев выполнить эту роль, поскольку кажется очевидным, что его ученики не обладали необходимой для гуру квалификацией, описание которой мы находим в шастрах, тогда как многие из его духовных братьев были очень зрелыми и инициировали учеников на протяжении десятилетий.
Прабхупада не просил своих духовных братьев стать гуру в ИСККОН; он просил об этом своих учеников. Кроме того, Прабхупада не говорил: «Я хочу, чтобы вы стали гуру, но вам понадобится много лет для того, чтобы стать квалифицированными, а возможно, вы никогда и не обретете квалификацию».
Кто-то может спросить, почему он этого не сказал, ведь в шастре духовный учитель определяется как беспримесный, чистый преданный, уттама бхакта (преданный высшего уровня) – тот, кто на сто процентов занят в сознании Кришны, не имеет склонности критиковать других, всегда думает, как спасти падшие души, и никогда не падает. Поэтому естественно возникает вопрос о том, что Прабхупада имел в виду, когда сказал своим молодым ученикам, что хочет, чтобы вскоре все они стали гуру. И такой вопрос может еще больше привести в замешательство в свете того факта, что многие гуру 1977 года не смогли строго поддерживать свое сознание Кришны, хотя и были одними из самых зрелых преданных в движении на тот момент.
Гуру и «чистый преданный» – это синонимы?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны сначала понять, как наши шастры и Шрила Прабхупада определяют термин «чистый преданный». Прабхупада однажды сказал: «Преданный – это высокое звание. Мы пытаемся быть преданными». Поэтому, если мы пытаемся быть преданными, и квалификация гуру – это быть чистым преданным, то гуру встречается редко, особенно в ИСККОН. Таким образом, может показаться, что в 1977 году лишь немногие, если таковые вообще имелись, были способны выполнять роль гуру. Но под «чистым преданным» Прабхупада порой подразумевал нечто иное.
Однажды Прабхупаду спросили, сколько чистых преданных на планете. Он ответил вопросом: «Сколько преданных в ИСККОН?». Ему сказали, что в ИСККОН около тысячи преданных. Затем он сказал: «Вот сколько чистых преданных на планете!»
Согласно шастре, стадия мадхйама-адхикари (средний уровень бхакти) является начальной стадией чистого преданного служения. Мадхйама начинается со стадии ништха, устойчивости в бхакти. И устойчивость в бхакти наступает после того, как нежелательные материальные желания и склонности в достаточной степени нейтрализованы (анартха нивритти). На этой стадии бхакти преданный мотивируется только желанием удовлетворить Кришну, а не гьяной (стремлением получить освобождение или избавиться от страданий) или кармой (стремлением к материальной выгоде).
В «Нектаре преданности» чистое преданное служение определяется как служение, свободное от гьяны, кармы и т. д. Эта свобода приходит на уровне мадхйама. Итак, мадхйама-адхикари– чистый преданный. (В более широком смысле, мадхйама – это начальная стадия уттама-бхакти).
Кроме того, преданные уровня каништха (начальной стадии бхакти) могут действовать как мадхйамы, но пока они являются каништхами, они не могут постоянно находиться на уровне мадхйамы. Другими словами, существует разница между действием на уровне мадхйамы и постоянным пребыванием на уровне мадхйамы, так же как существует разница между переживанием бхавы (духовной эмоции) и постоянным пребыванием на уровне бхавы (предварительной стадии любви к Богу).
Тот, кто сосредоточен на стадии мадхйамы, является чистым преданным и занимается чистым преданным служением (служением, не мотивированным гьяной, кармой или другими материальными желаниями). Поэтому такой чистый преданный может принимать учеников. И Прабхупада призывает таких преданных принимать если не дикша учеников, то, по крайней мере, шикша учеников.
Являются ли дикша гуру особенными?
Ошибочно полагать, что, поскольку кто-то является дикша гуру в ИСККОН, он обязательно находится на более высоком уровне бхакти, чем другие. Это заблуждение часто возникает из-за неправильного понимания определения чистого преданного (как было упомянуто выше) или из-за мысли о том, что, поскольку кто-то дает дикшу, он должен быть особенным или обладать особыми полномочиями, которых нет у других.
Как можно в настоящее время стать дикша гуру в ИСККОН?
В настоящее время в ИСККОН преданный становится дикша гуру следующим образом (эта процедура в будущем может измениться). Формируется комитет из тех, кто знает кандидата, и они подтверждают, что он является верным последователем Шрилы Прабхупады и ИСККОН, имеет хорошую садхану, обладает способностью правильно направлять других в сознании Кришны и, несомненно, находится на уровне мадхйама-адхикари. Затем Джи-Би-Си информируют, что кандидатура была рекомендована местным комитетом. Через шесть месяцев, если менее трех членов Джи-Би-Си высказывают какие-либо опасения по поводу того, чтобы этот преданный принимал учеников, потенциального гуру информируют о том, что он может начинать давать посвящения ученикам.
Если более трех членов Джи-Би-Си имеют какие-то опасения относительно этого кандидата, то эти опасения обсуждаются с ним. Впоследствии решается, может ли он инициировать или нет, и, если нет, то, что ему нужно сделать, чтобы получить разрешение инициировать. Опасения могут быть связаны с его способностью следовать регулирующим принципам, его верностью по отношению к ИСККОН или вопросами честности. Но эти вопросы касаются не только дикша гуру. Все, кто стремится получить руководящую роль в ИСККОН, также сталкиваются с этими вопросами.
Причина, по которой я описываю эту процедуру, состоит в том, чтобы указать, что, обретя статус дикша гуру, преданный не становится за один день другим, более особенным или опытным, и не возвышается до уровня «супер-преданного» с помощью какой-то божественной энергии дикша гуру. Другими словами, дикша гуру в ИСККОН – это служение, которое некоторые преданные вдохновлены взять на себя. Таким образом, есть преданные, которые очень опытны в сознании Кришны – иногда даже более опытны, чем некоторые дикша гуру – которые не считают, что могут лучше всего служить Шриле Прабхупаде, принимая дикша учеников.
Роль дикша гуру в ИСККОН – это служение Шриле Прабхупаде и обществу, служение, о котором многих из вас, читающих этот вестник (хотите – верьте, хотите – нет), могут когда-нибудь попросить или вдохновить на его исполнение. Но задолго до того, как вы сможете официально принять на себя это служение, у вас, скорее всего, будет возможность выступать в роли гуру для тех, кто младше вас.
К середине апреля 2013 года я получу разрешение официально давать посвящения ученикам. Когда я получу письмо от секретаря Джи-Би-Си, в котором мне сообщат, что теперь я могу давать посвящения, низойдет ли на меня немедленно особая гуру-шакти? Стану ли я более особенным, уникальным или квалифицированным, чем те, кто не инициирует? Повысится ли мой уровень сознания Кришны автоматически?
Было бы неплохо получить такое «обновление» в качестве дополнительного преимущества от принятия на себя этого служения. Побочные выгоды (милость), конечно же, существуют для всех нас, когда мы радуем Шрилу Прабхупаду, и если я смогу порадовать Шрилу Прабхупаду этим служением, то получу его милость. И по этой милости я буду продвигаться дальше. И если я предамся этому служению, как и любому другому служению, я получу полномочия для этого. Но кроме этого не существует никакой уникальной духовной силы, которую получают только те, кто становятся дикша гуру.
Кто такой шикша гуру?
Чтобы лучше понять дикша гуру и его роль в ИСККОН, нам также необходимо понять положение и роль шикша гуру. Одна вещь, которую я считаю крайне важной для сохранения и развития ИСККОН, заключается в том, чтобы преданные осознавали важность присутствия шикша гуру в своей жизни. Есть несколько причин, по которым важно понять положение шикша гуру – некоторые из них философские, а некоторые – практические. Итак, давайте посмотрим на положение шикша гуру в целом и его положение в ИСККОН в частности.
Кришна – изначальный Гуру
Шрила Прабхупада часто говорил, что гуру – один. Он имел в виду, что гуру – это Кришна, и все гуру представляют Кришну: как передавая послание Кришны, так и принимая служение от имени Кришны. Как уже упоминалось выше, в ИСККОН многие люди склонны рассматривать дикша гуру как особую категорию гуру и особую категорию преданных. Это может привести к тому, что преданные будут искать только дикша гуру, не понимая, что есть много доступных шикша гуру, которые могут направлять их и давать такое же прибежище, которое дает дикша гуру. Это относится как к тем, кто инициирован, так и к тем, у кого посвящения нет.
Даже для тех, кто не выбрал дикша гуру, очень важно, а в некоторых случаях необходимо, получить руководство от шикша гуру, даже если они не планируют принимать дикшу в ближайшем будущем (или даже в этой жизни).
В «Нектаре преданности» описывается пять способов принятия гуру. И только один из этих пяти способов относится к формальному посвящению. Это означает, что остальные четыре также касаются отношений в форме шикша гуру–ученик, независимо от того, есть у человека дикша гуру или нет.
«Он упоминает следующие основные принципы: (1) принять прибежище у лотосных стоп истинного духовного учителя, (2) получить посвящение у духовного учителя и научиться у него совершать преданное служение, (3) подчиняться приказам духовного учителя с верой и преданностью, (4) следовать по стопам великих ачарьев (учителей) под руководством духовного учителя, (5) спрашивать у духовного учителя, как продвигаться в сознании Кришны». («Нектар Преданности», глава 6).
Во второй части (следующий вестник) мы обсудим нездоровую модель отношений гуру-ученик, которую я наблюдал в ИСККОН на протяжении многих лет.
Примечание: Следующий раздел относится к тем, кто еще не инициирован и еще не является кандидатом в ученики дикша гуру (не чувствует, что готов принять дикшу).
Поскольку тем, кто не готов к дикше, будет полезно получать руководство у шикша гуру, я хотел бы остановиться на причинах, по которым человек не может выбрать гуру, у которого можно принять прибежище:
– В настоящее время человек считает себя недостойным принять дикшу.
– Чувствует, что в этой жизни он не будет готов повторять 16 кругов или следовать четырем регулирующим принципам.
– Человек не нашел того, кого мог бы считать своим дикша гуру.
– Человек считает Прабхупаду своим гуру, и он думает, что принятие другого гуру помешает этим отношениям.
– Человек не уверен, есть ли в ИСККОН личность, достойная стать его гуру.
– Его дикша гуру пал, и человек не может довериться другому гуру.
– Человек не считает, что сможет быть хорошим учеником.
Могут быть и другие причины не принимать прибежище у шикша гуру. Хотя эти проблемы чаще встречаются при поиске дикша гуру, когда человек принимает прибежище у шикша гуру, они становятся менее значимыми.
Принятие прибежища у шикша гуру
Давайте рассмотрим приведенный выше список причин, которые могут привести к тому, что человек не будет искать гуру, и обсудим эти причины в отношении шикша гуру.
– В настоящее время человек считает себя недостойным принять дикшу.
Отсутствие квалификации для дикши в настоящее время не является препятствием тому, чтобы принять прибежище у старшего вайшнава, или иметь глубокие духовные отношения с этим человеком и получать от него регулярное личностное руководство. Кроме того, это увеличивает шансы стать более достойным для получения дикши.
– Чувствует, что в этой жизни он не будет готов повторять 16 кругов или следовать четырем регулирующим принципам.
Чувство, что в этой жизни человек не сможет стать достойным дикши, не должно иметь никакого отношения к тому, чтобы принять прибежище, получать регулярное и близкое руководство от старшего вайшнава и иметь с ним глубокие духовные отношения. Кроме того, шансы когда-нибудь стать достойным дикши будут выше, если человек примет прибежище у шикша гуру.
– Человек не нашел того, кого мог бы считать своим дикша гуру.
Не нужно смотреть на шикша гуру в строго формальном контексте гуру-ученик. Отношения с шикша гуру могут быть более неформальными и дружескими, возможно, более похожими на отношения с тренером, советчиком или наставником. Вера не может быть навязана искусственно, поэтому если наставления, данные шикша гуру, помогают преданному, его вера, скорее всего, будет развиваться естественным образом. Если это произойдет, отношения между гуру и учеником станут крепкими. Если отношения не разовьются до такой степени, это не проблема. Человек все равно получает ценное руководство, необходимое для своего продвижения.
– Человек считает Прабхупаду своим гуру, и он думает, что принятие другого гуру помешает этим отношениям.
Человеку необходимо просто попросить своего шикша гуру помочь ему углубить отношения с Прабхупадой и действовать в качестве посредника между ним и Прабхупадой.
– Человек не уверен, есть ли в ИСККОН личность, достойная стать его гуру (или даже достойная стать чьим бы то ни было гуру).
Чтобы получить руководство от старшего вайшнава, нет необходимости обращаться к нему в настроении верного и предавшегося ученика. Учитесь у него, получайте от него наставления и посмотрите, поможет ли это вам (ведь вам не нужно принимать его слепо). Таким образом у вас могут естественно развиться более близкие отношения. Если этого не произойдет, все равно воспользуйтесь мудрым руководством, которое вы получаете от него, и выражайте свою благодарность за это, отвечая взаимностью любыми возможными способами.
– Его дикша гуру пал, и человек не может довериться другому гуру.
Шастра советует человеку принять прибежище у гуру, если его собственный гуру пал (там конкретно не говорится о повторном посвящении). Конечно, многие в ИСККОН считают наиболее естественным принимать прибежище у Шрилы Прабхупады, если их гуру падает. Тем не менее, некоторые преданные чувствуют вакуум, т.к. есть потребность в живой личной связи. Конечно, вера не может быть навязана, но всегда полезно поддерживать отношения с более возвышенным вайшнавом и получать его руководство.
– Человек не считает, что сможет быть хорошим учеником.
Как правило, шикша гуру не даются обеты, поэтому повторение 16 кругов или следование четырем регулирующим принципам не обязательны для того, чтобы быть шикша учеником. Настоящее требование – быть искренним в том, чтобы развиваться в сознании Кришны. Какие бы недостатки человек в себе ни чувствовал, вполне вероятно, что они будут исправлены быстрее, если человек постоянно находится под руководством зрелого преданного.
Поскольку общение с опытными вайшнавами является одним из важнейших принципов сознания Кришны – как на стадии садханы, так и на уровне освобождения – мы должны развивать такого рода общение и тесные отношения со старшими преданными, даже до того, как почувствуем себя готовым стать достойным учеником.
Рупа Госвами советует нам «принять прибежище у гуру», но он не говорит, что нельзя принимать прибежище, если вы не собираетесь принять дикшу у этого человека. На самом деле, преданные порой имеют более близкие отношения со своим шикша гуру, чем дикша гуру.