Озарение 65. Баланс между вкусом и удовлетворением чувств
Является ли желание ощутить Кришну неправильным? Разве это желание не будет стремлением к удовлетворению чувств? Разве мы не должны просто служить без какого-либо личного желания? Это важные вопросы, в которых стоит разобраться.
Хотя вкус к сознанию Кришны и удовлетворение чувств могут казаться схожими, между ними существует разница, и поэтому их сложно различить. Поэтому мы обсуждаем данное различие, а также необходимость развития правильного вкуса к сознанию Кришны.
(Этот вестник является отредактированной транскрипцией лекции, которую я давал на Krsna.com).
Желаю вам всегда думать о Кришне,
Махатма дас.
Цель заключается в том, чтобы удовлетворить чувства Кришны
Каков мотив удовлетворения чувств? Он заключается в том, чтобы просто выжать максимальное количество удовольствия из наших чувств. Это самая суть материальной жизни. Это также истинная суть жизни животных.
Наши чувства могут быть удовлетворены и посредством сознания Кришны, но есть огромная разница в мотивах, с которыми мы задействуем наши чувства.
Когда преданный достигает наиболее высоких уровней сознания Кришны, он не сосредоточен на том, что сделает или не сделает его счастливым. Его единственные мысли – как сделать счастливыми Кришну, своего гуру и преданных и как дать сознание Кришны другим. Таким образом, преданный никогда не сосредотачивается на своем личном счастье.
Необходимо беспокоиться о Кришне
Непреданные часто находятся в состоянии беспокойства, думая: «Сработает ли это, сработает ли то?» Такие тревоги, конечно, связаны с личным благополучием. Однако преданный никогда не испытывает беспокойства по поводу своей личной жизни. Скорее, его единственное беспокойство заключается в том, сработает ли что-нибудь для служения Кришне. Это настоящая формула для снятия стресса. Как только вы перестанете беспокоиться о себе и начнете беспокоиться о том, чтобы сделать счастливыми гуру, Кришну и других, ваши материальные тревоги исчезнут.
Однажды преданные хотели купить в Торонто огромную церковь, чтобы превратить ее в вайшнавский храм. Поскольку это было очень дорого, Шрила Прабхупада посоветовал им не покупать данное здание, потому что «вы приобретете себе беспокойство». Когда позже Прабхупада вернулся в Торонто, он спросил президента храма, купил ли он то здание.
Президент храма ответил: «Нет. Поскольку это так дорого, мы купили бы одно лишь беспокойство». Удивительно, но Прабхупада решительно ответил: «У нас должно быть беспокойство ради Кришны. Иначе вы будете беспокоиться лишь об удовлетворении чувств». Поэтому все наше беспокойство должно быть связано с тем, как мы можем лучше всего служить Кришне и помогать другим обретать сознание Кришны.
Стремитесь удовлетворить гуру и Кришну
Обретая вкус к сознанию Кришны, мы больше не жаждем материальных вкусов, и поэтому перестаем быть эгоцентричными. В связи с этим возникает разумный вопрос: «Как мы можем почувствовать вкус к сознанию Кришны?» Мы обретаем вкус к сознанию Кришны, если не пытаемся ощутить вкус майи. Только когда мы жаждем удовлетворить гуру и Кришну и не пытаемся прикинуть, что сделает нас счастливыми, а что – нет, мы становимся счастливы в сознании Кришны. (При этом не следует списывать со счетов основные потребности, которые должны быть удовлетворены.)
«Удивительные качества гопи недоступны нашему пониманию. Гопи не ищут для себя удовольствия, но, видя, как счастлив Кришна от встречи с ними, чувствуют себя в миллионы раз счастливее Его» (Ч-ч, Ади 4.187, комм.).
Удовлетворение чувств – это зависимость
Вкус – это побочный продукт удовлетворения чувств Кришны. Поэтому мы никогда не должны убегать от попыток обрести истинный вкус в сознании Кришны, думая, что это наслаждение чувств. Вкус к сознанию Кришны очень отличается от вкуса к удовлетворению чувств. Один из них приходит как побочный продукт очищенных чувств, а другой – как побочный продукт вожделения.
«Вкус является семенем преданного служения, и тот, кому посчастливилось получить это семя, должен посадить его в своем сердце» (ШБ 3.2.6, комм.).
«Я вижу, что ты обрел вкус к рассказам о Кришне. В этом твоя великая удача. Безмерно счастлив каждый, в ком пробудился такой вкус» (Ч-ч, Антья 5.9).
Секрет успеха – в ощущении вкуса
Вкус к сознанию Кришны не сочетается с чувственным удовлетворением. Когда мы жаждем чувственного наслаждения, или особенно когда мы им занимаемся, так называемое удовольствие, которое мы получаем, сводит на нет способность наших чувств воспринимать или желать удовольствия в сознании Кришны. И наоборот, более высокий вкус в сознании Кришны сводит на нет влечение к чувственным удовольствиям. Когда у нас есть сильное влечение к Кришне, нам будет противно даже думать о наших прошлых удовольствиях. Те вещи, к которым мы раньше стремились, то, что нам нравилось делать, есть, слушать, говорить, смотреть и т. д., станут для нас неприятными.
Преданные часто спрашивают меня: «Как мне понять, развиваюсь ли я?» Вы понимаете, что продвигаетесь, когда материальная жизнь становится для вас неприятной. Вкус препятствует желанию удовлетворять свои чувства. Таким образом, Шрила Прабхупада говорит нам, что вкус – это «секрет успеха».
Майа – привлекательная энергия Всепривлекающего
Проблема в том, что поскольку Кришна всепривлекающий, Его внешняя энергия майа также привлекательна (в конце концов, это Его энергия!). Шрила Прабхупада сказал, что майа означает, что другие вещи становятся для вас более привлекательными, чем Кришна.
Я слышал разговор, в котором преданный рассказывал Шриле Прабхупаде, как некоторые священники встречаются с подружками, женятся или становятся гомосексуалистами. Также нередко некоторые священники становились алкоголиками. Прабхупада ответил: «Да, они падают, потому что у них нет вкуса». Поэтому без Кришны нас гарантированно будет привлекать майа, даже если мы этого не хотим, и даже если мы стараемся не попасться. Мы не «боремся с майей» с помощью одной лишь дисциплины. Мы сражаемся с майей благодаря вкусу, который получаем от деятельности в сознании Кришны.
«По мере усиления вкуса усиливается и желание преданно служить Господу» (Ч-ч, Мадхья 23.13, комм.).
Анартхи не принесут нам счастья
Мы поистине неудачливы, если верим, что за пределами сознания Кришны есть то, что даст нам вкус к жизни. Ирония заключается в том, что стадия ручи (или вкуса к сознанию Кришны), которая дает нам настоящее счастье и удовольствие, наступает после того, как мы оставили свои материальные желания. Другими словами, материальные вещи, которые, по нашему мнению, сделают нас счастливыми, на самом деле мешают нам быть счастливыми.
Сажать семя бхакти в сердца других
Однажды в письме, написанном 10 января 1972 года, Шрила Прабхупада сказал: «Наша задача – просто сеять семена преданного служения везде, куда бы мы ни шли, и каждому дать вкус этого трансцендентного опыта». Если люди получат трансцендентный опыт или вкус, это очень сильно укрепит их веру, потому что они испытают удовольствие, выходящее за рамки чувств. И, почувствовав вкус к сознанию Кришны, люди захотят большего.
В «Чайтанья-чаритамрите» говорится, что Махапрабху сперва вкусил плоды любви к Богу, а затем раздал их. «Он на собственном примере учил всех наслаждаться трансцендентным вкусом экстатической любви к Кришне» (Ч-ч, Ади 13.39).
Очищение ради обретения вкуса
Вкус приходит благодаря очищению чувств. Кришна обладает определенным вкусом, и только очищенные чувства могут ощутить вкус Кришны. В «Харинама чинтамани» говорится: «Когда сердце человека очищено, у него пробуждается интерес и вкус к развитию бхакти».
Крайне важно, чтобы мы понимали вкус как опыт, полученный в результате наслаждения сознанием Кришны с помощью очищенных чувств, и этот вкус не имеет ничего общего с материальной мотивацией. Вкус – это то, к чему стремятся все великие преданные. Даже Сам Господь жаждет этого.
«Что говорить о других, когда Сам Кришна, сын Махараджи Нанды, снизошел в этот мир, чтобы вкусить нектар любви к Богу, которую несет в себе повторение мантры «Харе Кришна» (Ч-ч, Антья 3.256).
Показатели «индикатора вкуса»
В одной из лекций Шрилу Прабхупаду спросили: «Как отследить, становитесь ли вы сознающими Кришну или нет?» Он ответил: «По вашему отречению. По вашей свободе от сексуального желания». Чайтанья Махапрабху говорит: «Как узнать зрелого преданного? Его можно узнать по его вкусу к Святому имени.
Если мы замечаем, что все больше и больше доверяем и привязываемся к Кришне, то мы на правильном пути. Однако если мы видим, что нас все больше привлекают мирские привязанности, необходимо понимать, что что-то не так. Таким образом, вкус является полезным индикатором, с помощью которого можно отслеживать свое продвижение.
«Поэтому верным показателем продвижения в преданном служении является углубление желания следовать наставлениям гуру» (Ч-ч, Ади 1.60, комм.).
Каков результат воспевания без вкуса? Бхактивинода Тхакур так отвечает на этот вопрос в «Харинама-чинтамани»:
«Хотя он и повторяет джапу каждый день, если его тянет к чему-то другому, он будет безразличен к Святому имени. Его сердце будет поглощено не повторением Имени, а каким-то материальным объектом. Какую пользу это может ему принести?! Он может повторять на своих четках по 64 круга, но в своем сердце не получил ни капли вкуса к Святому имени. Это безразличие, или равнодушие, к Святому имени – один из видов невнимательности. В сердце материалиста это неизбежно».
Спуск с горы
Ручи сравнивают со спуском по склону, потому что на этой стадии сознания Кришны мы руководствуемся вкусом к служению, а не правилами и предписаниями. Прежде чем почувствовать вкус, мы должны постоянно прилагать усилия, чтобы контролировать себя. На стадии ручи такие усилия не требуются, поскольку мотивирующим фактором тут является наш вкус к сознанию Кришны. Как говорится, «самое сложное уже позади».
Не убегайте от вкуса
Если у вас есть идея, что «мне не следует желать вкуса», поймите, что мы всегда будем мотивированы вкусом. Так что вопрос только в том, какой именно вкус нас мотивирует. Подобно тому, как материальный вкус приближает нас к майе, духовный вкус приближает к Кришне.
«Вкусить плод преданного служения на Голоке Вриндаване — это высшее совершенство жизни. Четыре материальных совершенства: благочестие, экономическое процветание, чувственные удовольствия и освобождение — в сравнении с ним просто ничтожны». (Ч-ч, Мадхья 19.164).
Мы должны хотеть вкуса, молиться об обретении вкуса и жаждать вкуса. Нам необходим вкус!
«Для того, кто получил возможность наслаждаться общением с Господом Кришной, материальное существование, череда рождений и смертей, заканчивается» (Ч-ч, Мадхья 20.141).
Чего вы боитесь?
Не бойтесь ощутить вкус сознания Кришны. Бойтесь наслаждаться за счет сознания Кришны. Мы хотим служить Кришне, а не наслаждаться за счет Кришны. Парадокс заключается в том, что если мы служим, мы в конечном итоге наслаждаемся сознанием Кришны. Сознание Кришны не проистекает из стремления наслаждаться. На самом деле, это удовольствие, которое устраняет само стремление наслаждаться.
Нам предписано наслаждаться сознанием Кришны.
Совершенство заключается в том, чтобы вкусить нектар сознания Кришны.
«Нет и не может быть ничего слаще нектара уст Кришны, Его божественных качеств и деяний. Этот нектар безупречен, и тому, кто не пьет его, лучше было бы умереть, не успев родиться. Язык такого человека мало чем отличается от лягушачьего» (Ч-ч, Мадхья 2.32).