Как реагировать на гнев
В этом письме ЕМ Махатма Прабху отвечает преданному, который интересуется, как реагировать, когда появляется гнев. Дилемма для этого преданного заключалась в том, как вести себя, когда кажется, что другие не ведут себя должным образом, Разумом он понимает, что надо терпеть и не сердиться. ЕМ Махатма Прабху дает новое определение гневу, как реакции, благодаря своей мудрости и осознанию шастр.
«Это не так, что преданный никогда не должен сердиться. Мы можем сердиться на то, что лже-религии держат людей в невежестве, что ученые и современное образование вводят в заблуждение невинных, что люди ругают вайшнавов, что имперсоналисты говорят, что Бог как личность не существует, что материалисты неподобающе относятся к преданным и т. д. Однако гнев, который возникает из-за этих и подобных явлений, следует использовать положительным образом. Например, я могу гневаться из-за того, что средства массовой информации вводят людей в заблуждение оголтелым навязыванием гедонизма и нездорового потребительства, которые заставляют их становиться все более и более материалистичными. Поэтому я мог бы использовать этот гнев, чтобы вдохновиться и написать статью об этом, дать об этом лекцию в колледже, распространять больше книг Прабхупады, рассказывать большему количеству людей о Кришне и т. д. Так этот гнев приводит к чему-то положительному, а значит, это правильное использование гнева в служении Кришне. Иногда нам даже приходится критиковать или наказывать кого-то, чтобы исправить его, и если мы не проявим гнев, он не воспримет нас всерьез.
Гнев в обусловленном состоянии обычно является результатом нетерпимости. Нетерпимость ̶ это форма гордости и поэтому излечивается смирением. Смирение на самом деле является противоядием любой материальной проблеме. Обратите внимание на то, как ваш гнев возникает из-за недостатка смирения, терпимости, прощения и сострадания и, проявляясь, в свою очередь усиливает дефицит этих качеств. Также можно заметить, как эти качества либо устраняют гнев, либо предотвращают его возникновение. Если мы не научимся быть терпеливыми и терпимыми, это будет препятствовать нашей практике сознания Кришны или даже прерывать ее, и жизнь будет трудной. Мы можем научиться терпеть гнев, но я думаю, что разумнее работать с сознанием, которое вызывает гнев. Понимая, что нас раздражает, можно принять решение относиться к этому по-другому ̶ так, чтобы это нас не расстраивало. Например, кто-то часто сердит нас, но если мы призна́ем, что он просто такой и есть, так смотрит на мир, так действуют, то мы сможем легче принимать его действия, не расстраиваясь. Другими словами, мы можем принять решение не злиться, и тогда Кришна будет вдохновлять нас воспринимать людей и явления так, что они будут нас меньше тревожить.
Вы переключаетесь с эмоциональной реакции на интеллектуальное понимание того, как вы должны реагировать, при этом, возможно, вы не понимаете, как сделать интеллектуальную реакцию вашим истинным восприятием вещей. Если вы относитесь к беспокоящей вас ситуации как к тому, что вы заслужили, и понимаете, что есть причина, по которой она пришла к вам, ̶ такая ситуация становится уроком, усвоение которого поможет вам возвысить свое сознание. Таково назначение этой ситуации. При таком подходе вы начинаете искать причину данной ситуации в себе и стремитесь понять ее урок. Вы можете спросить, как я призвал эту ситуацию в свою жизнь? Что я думаю или делаю такого, что ее привлекает? Что Кришна хочет, чтобы я усвоил из этого? Другими словами, вы видите каждую ситуацию как возможность расти и развиваться, задавая эти вопросы. Вы переключаете свое сознание с беспокоящей вас личности и ее «недостатков» на себя, спрашивая, что не так со мной. Надеюсь, это поможет.
Харе Кришна, Махатма дас»