Озарение 61. Объединение – это уравновешивание противоположностей
Как вы, наверное, знаете, я часто пишу о проблемах, связанных с умом, эмоциями и нашей обусловленной природой, и касаюсь вопросов, актуальных для многих преданных. В этом выпуске Озарения я затрону одну из таких проблем: «Противоборствующие силы внутри нас». У нас есть идеалы сознания Кришны, но наша обусловленная природа часто хочет противоположного, сопротивляясь нашим самым глубоким духовным желаниям.
Нам необходимо найти золотую середину – место, в котором мы признаем эти соперничающие между собой природы, ‒ и объединяем их для достижения баланса. В этом вестнике я расскажу о том, как это сделать.
Подход, который я использую, в значительной степени имеет психологическую основу. Я специально выбрал данный метод для решения проблем, которые влияют на нашу духовную жизнь с психологической точки зрения, в ответ на те вопросы, которые я получаю.
Эта проблема двойственности внутри нас обсуждается в «Мадхурйа-кадамбини» Вишванатхой Чакраварти Тхакуром. Конечно, продвижение в сознании Кришны является решением всех проблем, потому что трудности, с которыми мы сталкиваемся, возникают в результате соприкосновения с гунами природы. Однако подход, который я использую, также важен. Это поможет нам справиться с нашей особой обусловленностью таким образом, чтобы нам стало легче практиковать сознание Кришны с того места, где мы находимся сегодня.
Желаю вам всегда думать о Кришне.
Махатма дас.
Духовная шизофрения
Не объединив наши противоположные природы, мы будем жить как «духовный шизофреник». Например, мы понимаем ценность смирения и, таким образом, стремимся избегать поиска недостатков в других и лучше понять свои собственные ошибки. Мы также прилагаем усилия, чтобы ценить преданных, смиренно служить им и избегать привлечения внимания к себе. Тем не менее, мы также обнаруживаем в себе сильную тенденцию к поиску недостатков и потребность в собственном признании и положительной оценке. Мы можем даже расстроиться или быть удрученными, если не получим признания или похвалы, которые, по нашему мнению, заслуживаем. Эта негативная сторона часто вызывает чувство вины, потому что наши действия не соответствуют нашим ценностям.
Не отрицайте своих чувств
Что нам с этим делать?
Худшее, что можно сделать, – это отрицать или подавлять противоречивые чувства. Не убегайте от неудобных эмоций и не пытайтесь их «похоронить». Без сопротивления признайте и святого, и грешника внутри себя.
Чем крепче мы налаживаем связь с неприятными эмоциями, которые сопровождают материальные тенденции, тем больше мы естественным образом объединяем их через осознание наших эмоций.
Что означает «осознание наших эмоций»? Как упоминалось выше, чувство вины посылает нам сообщение о том, что у нас в сознании есть несогласованность. Таким образом, процесс объединения не является каким-то умственным или интеллектуальным упражнением, при помощи которого мы анализируем свои чувства. Он позволяет нам испытывать… проживать обе противоположные эмоции одновременно. При этом объединение (и уравновешивание) противоположных сущностей начинает протекать естественно.
Оно наступает, когда две противоположности (желание быть святым и желание быть грешником) приходят к балансу. Это уравновешивает желание продвинуться за рамки жизненного опыта желанием (или опасением) сделать что-то неправильное, греховное или причиняющее вред. В результате чего вы становитесь более целостным и здоровым человеком, который способен понять, принять и связать воедино обе стороны своей личности, и действуете с радостью и энтузиазмом, чрезмерно не поддаваясь влиянию таких крайностей, как влечение и отвращение. В противном случае ваши влечение и отвращение смогут и дальше помыкать вами.
Я люблю тебя ‒ я ненавижу тебя
Давайте рассмотрим распространенный пример. Мужчина ценит умение контролировать половое желание и отрешенность, но его очень привлекают женщины. Обычно он либо не хочет признавать это влечение, либо не желает отдавать себе отчет в том, какие чувства это у него вызывает (что может проявляться как ложное отречение, отвращение или даже безумная страсть к женщинам).
В этом случае объединением является точка равновесия между чрезмерным желанием наслаждаться женщинами и чрезмерным желанием их избегать. Когда мужчина достигает равновесия в данной области, его взаимодействие с женщинами становится здоровым, потому что в его жизни остается меньше притяжения и отталкивания. Тогда из него может получиться отличный брахмачари или отличный грихастха.
Когда мы научимся лучше объединять свои противоположности, нам будет легче принять тот уровень, на котором мы находимся, не будучи подавленными «грешником внутри» или разочарованными нашей неспособностью немедленно достичь своих высших духовных устремлений.
Противоположности тянут в разные стороны
Важно найти такое единение в рамках своей варны и ашрама; в противном случае мы можем оказаться в отношениях любви/ненависти со своими супругами, другими людьми, со своим служением или профессией. Например, когда женатый мужчина не является цельной личностью, сталкиваясь с постоянными трудностями в семейной жизни, он может сетовать на то, что ему следовало оставаться одиноким, или начинает мечтать о преждевременном уходе от семейных обязанностей.
Одинокий пожилой мужчина, сталкиваясь с влечением к женщинам, может сожалеть о том, что не женился в молодом возрасте (даже если сейчас уже слишком поздно жениться).
Как нарушение баланса влияет на работу и служение?
Мне может нравиться какая-то деятельность, но потом я делаю это по 16 часов в день и в итоге либо начинаю ненавидеть то, что нравилось, либо вовлекаюсь в это настолько сильно, что пренебрегаю другими важными аспектами своей жизни. Таким образом, то, что мне нравится, становится причиной беспокойства.
Давайте теперь рассмотрим двойственности, связанные с садханой. Я наслаждаюсь воспеванием, но я также и откладываю повторение своих кругов. Мне нравится посвящать ранние утренние часы садхане, но я люблю поздно ложиться или спать больше, чем нужно. Я наслаждаюсь садханой, но я ‒ трудоголик и поэтому разрушаю свою садхану, позволяя работе занимать все мое время. Я люблю читать и изучать шастры, но также люблю отдыхать или тратить время, отведенное на учебу, на легкомысленную деятельность.
Объединение – это выход
При объединении двух противоположностей всё выравнивается и проходит без чрезмерного притяжения или отвращения естественным образом. Однако если противоположности слишком далеки друг от друга, мы склонны впадать в крайности, вместо того чтобы сбалансировано сочетать в себе и то, и другое.
Пока мы не станем более зрелыми, эти противоречия будут оставаться внутри нас – по крайней мере, до некоторой степени. Поэтому нам необходимо посмотреть в лицо этим двойственностям и научиться успешно с ними справляться. Это начнет излечивать нашу «духовную шизофрению».
________________________________________
Упражнение
Подумайте о двух противоположных желаниях, которые у вас есть (это также может быть желание чего-то и сопротивление тому, чего вы желаете).
Подумайте о том, чего вы желаете, и позвольте себе испытать чувство, которое это желание вызывает.
Затем, чувствуя это желание, подумайте о совершенно противоположном желании (или о своем сопротивлении тому, чего вы хотите).
Позвольте себе по максимуму испытать обе эти противоположности одновременно.
Почувствуйте силу этих желаний внутри себя, по мере того как противоположные полюса встречаются и начинают объединяться.
Другие примеры противоположностей:
Я хочу быть более предавшейся душой, но дорожу своей «свободой» и «независимостью».
Я хочу обладать внутренней дисциплиной, но люблю быть спонтанным (или сильно сопротивляюсь слишком большой дисциплине).
Я хочу жить более простой жизнью, но люблю тратить, накапливать и расширять.
Я хочу начать важные проекты в сознании Кришны, но не хочу брать на себя ответственность за воплощение этих проектов.
У меня есть сильное желание быть миролюбивым, дружелюбным и добрым, но я легко становлюсь злобным, нетерпимым и вредным.
Я хочу быть более сострадательным и как-то помогать другим становиться сознающими Кришну, но не хочу совершать необходимые для этого аскезы.
Я хочу работать в коллективе и быть командным игроком, но мне нравится быть одиночкой, контролировать или же быть диктатором (или все это вместе).