Озарение 17. Кто виноват?
В этом выпуске “Озарения” мы обсудим, каким образом можно принять дух проповеди как личную ответственность.
С самого начала своей проповеди в Нью-Йорке Шрила Прабхупада говорил о создании международного общества. Тем не менее, группа его новых последователей не могла представить себе, что сознание Кришны выйдет за пределы маленького магазинчика на Второй авеню, 26.
К счастью, Шрила Прабхупада глубоко верил в предсказание Господа Чайтаньи о том, что имена Кришны будут слышны в каждом городе и деревне мира. Кроме того, Прабхупада верил в наставления своего Гуру Махараджа.
Впитав настроение Прабхупады, мы также должны взять на себя личную ответственность за то, чтобы сделать мир сознающим Кришну. Вместо того чтобы думать, что люди совершенно не интересуются сознанием Кришны, Прабхупада всегда учил нас, что наша ответственность как раз и состоит в том, чтобы заинтересовать их.
Такой вдохновляющий образ мышления лежит в основе успеха самого Прабхупады и в основе нашего потенциального успеха.
Все зависит от нас
Проповедь Гаудия Матха, движения, созданного Шрилой Бхактисиддхантой Сарасвати Тхакуром, была мощной духовной силой в Индии во времена его физического присутствия там. Его проповедь была настолько эффективной, что самое известное
и влиятельное религиозное движение того времени в Бенгалии – движение, которое, к сожалению, дезориентировало религиозную жизнь большинства бенгальцев – было разоблачено и потеряло свою популярность, престиж и влияние.
Гаудия Матх публично разоблачил лидера этого движения (который утверждал, что является воплощением Рамы и Кришны) и доказал, что его учение является отклонением от выводов Вед.
Однако вскоре после кончины Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати это религиозное движение вновь обрело популярность и влияние в Индии. Шрила Прабхупада говорил, что в их успехе виноват Гаудия Матх. Почему он так сказал?
Шрила Прабхупада сказал это потому, что после ухода Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати внутренняя борьба настолько раздробила Гаудия Матх, что он перестал быть такой мощной сплоченной проповеднической силой, как раньше. Его проповедническая деятельность снизилась и стала менее эффективной.
Когда я жил в Далласе, штат Техас, несколько человек были застрелены во время вечерней церковной службы. Позже, комментируя этот инцидент, пастор церкви сказал своим прихожанам: «Мы все несем ответственность за смерть членов нашей церкви. Тот факт, что по улицам бродят люди, которые настолько духовно бедны, что пришли в церковь и убили невинных, – признак того, что наши усилия по распространению христианства терпят неудачу».
Его слова произвели на меня впечатление. По сути, он сказал то же самое, что говорил о Гаудия Матхе Прабхупада. Когда преданный Господа видит в мире безбожие, он не винит в этом людей; скорее он винит в этом недостаток духовного руководства, которое люди получают.
На самом деле, это означает, что мы с вами должны взять на себя ответственность за отсутствие в мире сознания Бога.
Пушта Кришна прабху рассказывает об одном случае, когда у Прабхупады спросили: «Сколько времени пройдет, прежде чем предсказание Господа Чайтаньи сбудется, и Его послание будет услышано в каждом городе и деревне?» Прабхупада
ответил, что это зависит от проповедников. Он дал понять, что этого не произойдет, если мы будем оставаться сторонними наблюдателями.
Ранее я жил на Маврикии в течение нескольких лет. И там все считали, что Прабхупада сказал, будто Маврикий будет первой в мире страной, где воцарится сознание Кришны. Даже преданные за пределами Маврикия часто цитировали это «предсказание». Однако я не был уверен, что Прабхупада на самом деле сказал это, и провел собственное расследование.
Я не смог найти ни одного человека, который когда-либо лично слышал, чтобы Прабхупада сказал это. Наконец мне удалось поговорить с человеком, который принимал Прабхупаду во время его пребывания на Маврикии и который постоянно был с Прабхупадой в течение того времени. Я спросил его, слышал ли он когда-либо, как Прабхупада предсказывает, что Маврикий станет первой страной, сознающей Кришну. Он ответил, что никогда не слышал этого от Прабхупады, и остановился на минуту. Еще немного подумав, он добавил: «Но я помню, как Прабхупада говорил, что Маврикий может стать первой страной в мире, сознающей Кришну».
Нет ничего неизменного. Распространение сознания Кришны зависит от вас и от меня. Если мы не удовлетворены отсутствием сознания Кришны в мире, если нам больно наблюдать за деградацией Кали-юги, если мы сожалеем о том, что массу невинных
людей вводят в заблуждение так называемые религиозные лидеры, погрязшие в невежестве, мы должны заглянуть в свое сердце и спросить себя, что нам делать с этими реалиями? В конце концов, именно нам предназначено привнести в мир больше сознания Кришны.
В 1973 году я жил в храме Сан-Диего, где проповедь стремительно расширялась. Мы регулярно сообщали о своих успехах Шриле Прабхупаде. Он высоко ценил наше служение, и в одном письме (от 3 августа 1973 г.) Бхакте дасу он сделал удивительное предсказание: «Если мы будем продолжать так же энергично проповедовать в течение следующих двадцати пяти лет, то все остальные так называемые религии исчезнут. В конце концов, что они могут предложить?»
Это письмо по-прежнему камнем лежит у меня на сердце, потому что все остальные религии вовсе не исчезли.
Также в 1977 году Прабхупада сказал, что когда-нибудь историки будут изучать, как движение сознания Кришны изменило мир.
Рамешвара: На прошлой неделе Прабхупада сказал, что в будущем историки станут изучать этот период мировой истории и то, как это движение изменило мир. Он сказал, что в будущем они отметят этот период как эпоху перемен в мире.
Шрила Прабхупада: да, новый Ренессанс. Как это называется? Эпоха Возрождения?
Рамешвара: Ренессанс.
Прабхупада: Историческое возрождение.
Рамешвара: Джайа Шрила Прабхупада.
Шрила Прабхупада: Джайа.
(Беседа в комнате с санньяси, 22 января 1977 г., Бхуванешвар).
При чем здесь наше желание?
Прабхупада пишет: «Чистый преданный Верховной Личности Бога постоянно думает о том, как спасти падшие обусловленные души, и Верховный Господь, тронутый попытками сострадательного преданного помочь падшим душам, по Своей беспричинной милости дает людям знание изнутри» (Бхаг., 4.29.46, комм.). Вы оказываете большее влияние на духовную жизнь людей, чем вам может показаться.
Личное желание Шрилы Прабхупады заключалось в том, чтобы каждый человек в мире стал сознающим Кришну. Однако, находясь на борту «Джаладуты», Прабхупада задавался вопросом: сможет ли цивилизация, полностью охваченная невежеством и страстью, понять ведическое послание? Поэтому он молился Кришне как Сверхдуше, находящейся в сердце каждого: «Прошу Тебя, спаси их. Они смогут понять Твое послание только в том
случае, если Ты пожелаешь даровать им освобождение» (Стихотворение Шрилы Прабхупады «Маркине Бхагавата-дхарма»).
Иезуитский монах св. Игнатий де Лойола однажды сказал: «Молитесь так, как будто все зависит от Бога, и действуйте так, как будто все зависит от вас». Это то, что сделал Прабхупада, и Кришна, несомненно, ответил на его молитвы.
Принятие личной ответственности за проповедь придает нам сил. Духовные братья Прабхупады отправились проповедовать в Англию в 1920-х годах и вернулись, сказав, что люди Запада слишком грешные, чтобы принять сознание Кришны.
К счастью, Прабхупада так не думал. Он взял на себя личную ответственность за распространение миссии Господа Чайтаньи.
Девяносто девять процентов всех неудач происходят у людей, которые имеют привычку оправдываться. Если нам кажется, что мир не заинтересован в сознании Кришны, нам следует посмотреть на себя, прежде чем указывать пальцем на других.
Когда преданные оправдывали свои неудачи тем, что люди в некоторых странах не восприимчивы или им трудно проповедовать, Прабхупада часто отвечал, что проблема не в людях. Проблема была в том, что мы не знали, как привлечь людей.
А что если у меня нет милосердия?
Что если я действительно не чувствую ответственности за весь мир, как великие преданные?
История о Бхуми и Махарадже Притху из «Шримад-Бхагаватам» показывает, что каждый человек призван быть милосердным. Когда Бхуми, Мать Земля, не давала достаточно пищи, чтобы прокормить все население мира, царь Притху спросил ее, почему она так поступает. Бхуми ответила, что не желает кормить всех демонических людей, которые жили на Земле.
Махараджа Притху был настолько недоволен, что отругал ее и даже был готов ее убить. Чтобы защитить себя, она приняла форму коровы, думая, что царь не причинит вреда корове. Тем не менее, он продолжал преследовать Бхуми со словами: «Царь имеет право казнить любого злодея, будь то мужчина, женщина или бесполый евнух, если он заботится только о собственном благе и не проявляет сострадания к другим живым существам. Такой поступок царя не считается убийством» (Бхаг., 4.17.26). Вы можете подумать: «Ого, как сурово!»
Вы правы. Это сурово.
Прабхупада пишет: «Но даже в материальной жизни тот, кто не заботится о благе своих ближних, будет наказан Верховным Господом или одним из Его воплощений, таким как Махараджа Притху» (Бхаг., 4.17.26, комм.)
Далее он говорит: «Итак, если мы, люди, забываем даже об обычном милосердии, сострадании и благодарности, то разве это человеческая жизнь?» (Лекция, 1969 г.).
Гурудаса рассказывает, как однажды он поделился с Прабхупадой, что иногда испытывает сочувствие к людям, страдающим в этом материальном мире. Прабхупада ответил: «Почему только иногда?»
В чем же мой долг?
Последствия отсутствия заботы о других будут суровыми даже для простого человека. Но для нас последствия еще суровее. Почему? Вместе с даром знания приходит ответственность передать его другим. Нам дано так много знаний, что мы обязаны
проследить за тем, чтобы это сокровище было роздано другим людям. На самом деле, Прабхупада много раз говорил, что долг каждого индийца – распространять сознание Кришны.
Он пишет: «Хотя у Индии есть возвышенное знание − „Бхагавад-гита“, − индийцы не распространяли его, то есть не выполняли свою прямую обязанность» (Бхаг., 10.2.19, комм.).
Сколько индийцев понимают, что распространять ведическую мудрость – это их «прямая обязанность»?
И это не просто обязанность каждого индийца; это обязанность каждого, кто получил ведическое знание. Практически с самого начала движения Прабхупада прямо заявил об этом.
В 1966 году во время посвящения Прабхупада сказал, что он дает знание, и, принимая посвящение, преданные становятся ответственны за распространение этого учения в массах. Он сказал, что это их гуру-дакшина.
О чем вы просите?
В «Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 17.262) Господь Чайтанья говорит: «Я пришел спасать падшие души, но сейчас происходит обратное. Как же Мне освободить этих грешников? Каким образом принести им благо?»
Если мы, как общество, хотим помочь миру, важно, чтобы каждый из нас постоянно задавал себе этот вопрос. Конечно, мы все хотим, чтобы мир стал сознающим Кришну. Вопрос в том, достаточно ли мы делаем для этого?
Позвольте поделиться мыслью, которая всегда вдохновляла меня. Я знаю, что где-то есть люди, в жизни которых я могу оставить след, приложив больше усилий, чтобы распространить миссию сознания Кришны. Возможно, я не знаю, кто эти люди. Возможно, мне никогда не доведется встретиться с ними лично. Я не всегда могу сказать, как мои усилия по распространению сознания Кришны повлияют непосредственно на них. Но я знаю, что мои усилия имеют значение.
Во всем мире есть люди, которые жаждут сознания Кришны. Реальность такова, что выбор, который мы с вами делаем, напрямую определяет, получат эти люди сознание Кришны или нет.
Что такое проповедь?
Я хочу пояснить, что речь сейчас пойдет не о конкретном виде проповеди. Под проповедью я подразумеваю любую деятельность, которая прямо или косвенно связывает людей с Кришной. Есть неограниченное количество способов, как мы можем помочь другим стать сознающими Кришну! У всех нас есть свой особый дар, который можно предложить в служении Кришне. Сознание Кришны означает понять свои таланты, понять, что нас вдохновляет, и использовать это в служении Кришне, чтобы помочь этому миру.
И, наконец, если мы заботимся о других, мы также будем заботиться о своей духовной жизни. Господь Чайтанья говорит, что сначала мы должны сделать нашу собственную жизнь успешной, а затем помочь другим достичь успеха (Ч.-ч., Ади, 9.41).
«Врач, исцели себя» (Евангелие от Луки, 4.23).
«Из мертвеца не выйдет бойца». Преданные часто перенапрягались во имя проповеди и в итоге либо «выгорали», либо падали.
Но по мере взросления преданные начинают остро осознавать, что их собственное продвижение является наиболее важной составляющей в вопросе помощи другим. Они ревностно заботятся о том, чтобы ежедневно принимать «дозы» сознания Кришны самим, для того чтобы быть в состоянии устойчиво и эффективно делиться сознанием Кришны с другими, поскольку это сильное и искреннее желание дать Кришну другим является естественным результатом духовного развития.
Упражнение
Поэтому спросите себя: «Что я могу сделать, чтобы мир стал более сознающим Кришну?»
И если один из ваших ответов на данный вопрос: «Мне нужно самому быть более сознающим Кришну», то спросите себя: «Что я могу сделать, чтобы стать более сознающим Кришну?»
Никогда не переставайте задавать себе этот вопрос.