Как реагировать на гнев

В этом письме ЕМ Махатма Прабху отвечает преданному, который интересуется, как реагировать, когда появляется гнев. Дилемма для этого преданного заключалась в том, как вести себя, когда кажется, что другие не ведут себя должным образом, Разумом он понимает, что надо терпеть и не сердиться. ЕМ Махатма Прабху дает новое определение гневу, как реакции, благодаря своей мудрости и осознанию шастр.


«Это не так, что преданный никогда не должен сердиться. Мы можем сердиться на то, что лже-религии держат людей в невежестве, что ученые и современное образование вводят в заблуждение невинных, что люди ругают вайшнавов, что имперсоналисты говорят, что Бог как личность не существует, что материалисты неподобающе относятся к преданным и т. д. Однако гнев, который возникает из-за этих и подобных явлений, следует использовать положительным образом. Например, я могу гневаться из-за того, что средства массовой информации вводят людей в заблуждение оголтелым навязыванием гедонизма и нездорового потребительства, которые заставляют их становиться все более и более материалистичными. Поэтому я мог бы использовать этот гнев, чтобы вдохновиться и написать статью об этом, дать об этом лекцию в колледже, распространять больше книг Прабхупады, рассказывать большему количеству людей о Кришне и т. д. Так этот гнев приводит к чему-то положительному, а значит, это правильное использование гнева в служении Кришне. Иногда нам даже приходится критиковать или наказывать кого-то, чтобы исправить его, и если мы не проявим гнев, он не воспримет нас всерьез.

Гнев в обусловленном состоянии обычно является результатом нетерпимости. Нетерпимость  ̶  это форма гордости и поэтому излечивается смирением. Смирение на самом деле является противоядием любой материальной проблеме. Обратите внимание на то, как ваш гнев возникает из-за недостатка смирения, терпимости, прощения и сострадания и, проявляясь, в свою очередь усиливает дефицит этих качеств. Также можно заметить, как эти качества либо устраняют гнев, либо предотвращают его возникновение. Если мы не научимся быть терпеливыми и терпимыми, это будет препятствовать нашей практике сознания Кришны или даже прерывать ее, и жизнь будет трудной. Мы можем научиться терпеть гнев, но я думаю, что разумнее работать с сознанием, которое вызывает гнев. Понимая, что нас раздражает, можно принять решение относиться к этому по-другому  ̶  так, чтобы это нас не расстраивало. Например, кто-то часто сердит нас, но если мы призна́ем, что он просто такой и есть, так смотрит на мир, так действуют, то мы сможем легче принимать его действия, не расстраиваясь. Другими словами, мы можем принять решение не злиться, и тогда Кришна будет вдохновлять нас воспринимать людей и явления так, что они будут нас меньше тревожить.

Вы переключаетесь с эмоциональной реакции на интеллектуальное понимание того, как вы должны реагировать, при этом, возможно, вы не понимаете, как сделать интеллектуальную реакцию вашим истинным восприятием вещей. Если вы относитесь к беспокоящей вас ситуации как к тому, что вы заслужили, и понимаете, что есть причина, по которой она пришла к вам,  ̶  такая ситуация становится уроком, усвоение которого поможет вам возвысить свое сознание. Таково назначение этой ситуации. При таком подходе вы начинаете искать причину данной ситуации в себе и стремитесь понять ее урок. Вы можете спросить, как я призвал эту ситуацию в свою жизнь? Что я думаю или делаю такого, что ее привлекает? Что Кришна хочет, чтобы я усвоил из этого? Другими словами, вы видите каждую ситуацию как возможность расти и развиваться, задавая эти вопросы. Вы переключаете свое сознание с беспокоящей вас личности и ее «недостатков» на себя, спрашивая, что не так со мной. Надеюсь, это поможет.

Харе Кришна, Махатма дас»

React to Anger

In this letter H G Mahatma Prabhu replies to a devotee who wanted to know how to react when one gets angry? The dilemma for this devotee was to how to behave when others are seen not to behave properly although there is an intellectual understanding to not get angry and to tolerate. H G Mahatma Prabhu redefines anger reaction through his wisdom and realizations from the Sastras.


It is not always the case that a devotee should not be angry. We can be angry that bogus religions are keeping people in ignorance, that innocent people are being mislead by scientists and modern education, that people blaspheme vaishnavas, that impersonalists say God is void, that devotees are ill treated by materialists, etc. However, we should use the anger that arises from the above and similar circumstances in a positive way. For example, I may be angry that people are being mislead by media hype that causes them to be more and more materialistic, so I could use this anger to inspire myself to write an article about this, give a lecture in a college about this, distribute more of Prabhupada’s books, tell more people about Krsna, etc. This anger results in something positive. Therefore, this is the proper use of anger in Krsna’s service. Even sometimes we have to chastise someone to correct them, and if we don’t show anger, they don’t take us seriously.

Anger within the modes of nature normally is a result of intolerance. Intolerance is a form of pride, and thus is cured through humility. Humility is actually the antidote to every material problem. Notice how your anger comes from and results in a lack of humility, tolerance, forgiveness and compassion and how having these qualities would either nullify the anger or prevent it from arising in the first place. If we don’t learn to be tolerant, life will be difficult, and our practice of Krsna consciousness often disturbed or distracted. We can learn to tolerate anger, but I think it is wiser to deal with the consciousness that causes anger. If we look at what makes us angry, we can decide to see those things differently, i.e. see them in a way that doesn’t upset us. For example, something or someone repeatedly does may make us angry, but if we acknowledge that this is just who they are, this is how they see things, this is how they act, we can more easily accept their actions without becoming upset. In other words, we can make a decision to not become angry, and in doing so Krsna will inspire us with the perception needed to see people and things in a way that will be less disturbing to us.

You are switching between your emotional response and your intellectual understanding of how you should respond, perhaps not understanding how to get the intellectual response to be the way you actually see things. If you can see in a disturbing situation that this is what you deserve, and there is a reason that this is coming to you, the reason is to learn a lesson that will help improve your consciousness, then you can begin to look at yourself and look for the lesson. You can ask how did I bring this situation into my life? What do I think or do that attracted this? What does Krsna want me to learn from this? In other words, you see every situation as an opportunity to grow and advance by asking these questions. You turn your consciousness away from the person and what is wrong with them, and turn your consciousness towards yourself asking what is wrong with me. I hope this helps.

Hare Krsna, Mahatma das