Как справиться с гневом

Автор: Арчана Сиддхи дд

Стержень гнева
В 1976 у меня впервые появился гнойник. Под кожей образовалась плотная красная припухлость диаметром около 2,5 см. Вскоре на ее вершине появилась «снежная шапка», свидетельствующая о том, что инфекция пробралась наверх. В конце концов, гной прорвался через кожу, и воспаление стало затихать, а с ним ушла и боль. Гной продолжал выделяться еще несколько дней, и, наконец, нарыв сошел. Я радовалась, что все закончилось, – до тех пор, пока моя подруга не спросила меня: «Ты выдавила стержень гнойника?» Поскольку я не сделала этого, то, хотя и казалось, что нарыв полностью зажил, вскоре воспаление вновь возникло на том же месте.

Настроения или состояния ума

У нас у всех бывает то или иное настроение или разные «состояния ума», которые могут сменять друг друга в течение дня. В естественном состоянии мы все имеем много обличий.

Очень полезно уметь определять эти состояния, или аспекты, ума и знать, как тот или иной из них может проявиться в любой момент. Обычно люди идентифицируют от 7 до 20 разных состояний, хотя некоторые могут определить и больше. Одно из универсальных состояний, или аспектов, ума, которые большинство людей способны распознать, ─ критиканство. Оно сосредоточено на критике всего, что делаете вы сами, или на критике других, или на том и другом. Также большинство людей идентифицируют одно или несколько состояний, напоминающих настроение ребенка. Такое «детское» настроение может выражаться в том, что человек чего-то очень хочет или требует. В целом это соответствует тому, чего, по его мнению, ему не хватало в определенный период психологического развития.

Последствия негативных эмоций

Вот пример того, к чему могут привести негативные эмоции. Сельские жители южной части бассейна Тихого океана и некоторых регионов Африки используют уникальную технологию заготовки леса. Некоторые деревья настолько большие, что срубить их топором не удается. Тогда туземцы собираются около такого дерева и каждое утро полчаса кричат на него. Примерно через 30 дней этого ритуального крика дерево падает – как они и рассчитывали.

Предпосылки гнева и обиды

Есть много факторов, являющихся благоприятной почвой для гнева и обиды. Понимая, что именно питает гнев и обиду, мы можем попытаться лишить их большей части этой подпитки, поддерживающей их рост, и заменить ее условиями, способствующими внутреннему спокойствию и миру.

Черты характера

Личности некоторых типов более склонны к гневу, чем другие. Люди, которые по своему положению должны управлять ситуацией, ожидают от других сотрудничества и уважения. Они более склонны реагировать гневом, когда кто-то не хочет выполнять их указания. В то же время, очень скромные или застенчивые люди больше рискуют разгневаться из-за того, что не могут донести свои потребности и желания до других. В спектре типажей чрезмерно напористые, с одной стороны, и недостаточно настойчивые, с другой, больше склонны проявлять гнев, чем те, кто более гармоничен в удовлетворении своих потребностей.

Еще одна черта характера, которая вызывает гнев, ─ это твердость. Люди, которым не хватает гибкости, обычно нетерпимы и критикуют других, их легко разозлить. Их основной стиль разрешения конфликтов ─ соперничество: «Я побеждаю, ты проигрываешь». Они редко соглашаются сотрудничать, если только их не принудит к этому вышестоящий авторитет. Но и тогда делать это они будут неохотно и по минимуму.

Эта черта личности обычно сочетается с черно-белым мышлением, которое характеризуется когнитивной неспособностью видеть оттенки серого. Это может привести к фанатизму, а в крайних случаях – к желанию уничтожать людей других убеждений.

Нетерпеливость ─ еще одна черта, которая располагает нас к гневу и обиде. Мы живем в быстро развивающемся обществе, и многие из нас страдают от неспособности ждать. Вся наша культура существует и развивается на основе нашей неспособности отложить удовлетворение чувств. Экономика кредитной карты ─ «покупай сейчас, а оплачивай позже» ─ выражает этот менталитет.

Индивидуальность характеризуется тем, какие у нас возникают мысли и чувства относительно внешних обстоятельств нашей жизни, и тем, как мы реагируем на эти обстоятельства на основании нашего восприятия. Индивидуальность ─ это умонастроение, которое мы получили из нашего тонкого тела, являющегося хранилищем отпечатков нашего поведения и мыслей не только в нынешней жизни, но и во всех предыдущих.

Привязанность

В этом мире есть здоровые и нездоровые привязанности. Многие из тех, кто проходит лечение от каких-либо болезней, имеют нездоровые привязанности. Всё здесь, на материальном плане существования, является временным, поэтому потери – это часть нашего человеческого опыта. Скорбь ─ это естественная реакция на потерю. Есть этапы, которые мы проходим, теряя что-либо. Элизабет Кублер Росс, работая с умирающими пациентами, определила пять этапов, которые проходит человек, когда ему поставлен диагноз смертельной болезни. Это отрицание, гнев, депрессия, торг с Богом и принятие. В зависимости от степени привязанности, мы проходим аналогичные этапы, теряя что-либо.

Склонность к сильным привязанностям часто проявляется еще в раннем детстве. Маленькие дети, которые с трудом принимают ограничения и с яростью бросаются на пол, услышав слово «нет», позже, в среднем школьном возрасте, становятся личностями, с которыми имеют дело службы психического здоровья, занимающиеся проблемами контроля гнева. Эти дети всегда сражаются, если не получают то, чего хотят. И можно достаточно точно предсказать, что они вырастут в злых, гневливых взрослых.

Причина стресса ─ брать на себя слишком много

Недавно я получила по электронной почте письмо от близкой подруги. У нее возникла идея пригласить всех своих друзей к себе домой на День благодарения. Помимо своих друзей, она также пригласила всех родственников своего парня. В настроении служения она принялась готовить праздничный пир на всю эту большую компанию. Но по мере того, как время застолья приближалось, она чувствовала себя все более и более напряженной из-за своего начинания. Она начала испытывать недовольство по отношению к своим друзьям из-за того, что те не помогали ей готовить. К началу ужина гнев моей подруги уже тлел. Не в силах сдержать недовольство, Джоанна дала волю чувствам, что вылилось в оскорбления и обвинения. Джоанна по своей природе очень нежная и приятная в общении, поэтому ее друзья были сбиты с толку таким поведением.

Справляться с такими ситуациями особенно сложно для тех личностей, которые хотят нравиться другим и с трудом говорят «нет».

Когда мне был 21 год, я училась в аспирантуре Университета штата Мэриленд, а также работала на условиях неполного рабочего дня в консультационных центрах по обучению навыкам самоутверждения. Большинство консультируемых были молодыми женами, неудовлетворенными в браке из-за своего неумения быть настойчивыми. Они считали, что неправильно показывать негативные чувства, например, гнев, своим мужьям. Поэтому вместо того, чтобы выразить свои чувства, они игнорировали их, а в крайних случаях подавляли.

По своему опыту я знаю, что подавлять чувства ─ то же самое, что топить в океане мертвое тело, которое позже все равно всплывет. Воспоминания о событии и эмоции загоняются в подсознание. Но часто эмоции возвращаются оттуда, не сопровождаясь при этом воспоминаниями о событии, которое их вызвало. Позже память также может вернуться, но до того, как это произойдет, человек продолжает испытывать одну или несколько ни с чем не связанных эмоций, таких, как гнев, беспокойство, депрессия или страх.

Избегание эмоций и их подавление ─ не лучший способ справиться с неудобными чувствами и воспоминаниями. Скорее, их следует решать здоровым образом, ведущим к личностному росту.

Выражая наши чувства другим в уважительной манере, мы можем направить энергию гнева вовне, а не загонять ее вовнутрь. Это избавляет от напряжения и позволяет разрешить ситуацию.

Эллен, одна из участниц группы,  ̶  интроверт, и поэтому она боялась, что ее отвергнут другие. Этот страх очень мешал ей выражать свои истинные чувства по какому бы то ни было поводу.

Неудовлетворенные ожидания

Мы все ожидаем чего-то от других и от себя. Многие из этих ожиданий берут начало в наших семьях. Часто, когда молодые люди женятся, у каждого из супругов есть уже готовый набор того, чего они ожидают от партнера. Эти ожидания основаны на отношениях между их родителями. К сожалению, многие из них никогда не озвучиваются и не обсуждаются. И когда в браке они не удовлетворяются, это вызывает гнев и обиду. Мы с мужем консультировали много пар, где основным источником гнева и обиды были неудовлетворенные ожидания.

Гнев часто маскирует грусть, разочарование и боль. Он становится своеобразной броней, защищающей нас от необходимости испытывать другие, чересчур болезненные, чувства. Гнев как эмоциональная реакция может стать привычкой, подобной наркотику или алкоголю. Если мы отгораживаемся от чувства неловкости или обиды, мы лишаем себя возможности эмоционального роста. Мы эмоционально растем, когда сталкиваемся с необходимостью справляться с печалью и разочарованием.

У нас также есть ожидания по отношению к социуму, основанные на культуре, в которой мы выросли. Мы ожидаем, что к нам будут относиться справедливо, что наши права будут защищены и что справедливость восторжествует. Когда отдельные лица или группы подвергаются дискриминации и их основные права нарушаются, предсказуемым ответом обиженных будет агрессия. Так в 60-е годы в американских городах разразились беспорядки как негативная реакция на столетие жестокого обращения с афроамериканскими гражданами.

Терроризм  ̶  отвратительный современный метод, к которому прибегают ущемленные в каких-либо гражданских правах лица или группы для возмездия за испытываемую ими несправедливость. Яростные террористы нападают на невинных людей, пытаясь вызвать сильный страх в обществе. Эта тактика злоумышленников может производить краткосрочный эффект, но насилие в отношении невинных людей недопустимо, и такие действия принесут агрессорам только еще больше страданий.

Все взрывы гнева, в конечном счете, проистекают из неудовлетворенных ожиданий. Мы ожидаем, что люди будут относиться к нам определенным образом. Мы ожидаем, что события нашей жизни будут развиваться определенным образом. У человека, который смотрит на мир реалистично, более здравые ожидания.

Разочарование

Anytime we attempt to accomplish something within this material plane of existence there is bound to be obstacles on our path. We have to deal with others who may move at a slower pace or see things differently than we do. We also have to deal with different types of modern technology, some of which can waste endless hours of our time due to some glitch or because of the complexity of learning how to use the product.Всякий раз, когда мы пытаемся достичь чего-то на материальном плане существования, на нашем пути обязательно возникают препятствия. Мы должны иметь дело с другими людьми, которые двигаются медленнее или видят мир иначе, чем мы. Мы также должны иметь дело с различными типами современных технологий, на которые тратим бесконечные часы нашего времени из-за каких-то сбоев в них или сложностей при обучении тому, как ими пользоваться.

Обманутые

Нас можно легко обмануть, и всегда найдется тот, кто воспользуется нашей доверчивостью и попробует нас эксплуатировать. 18-летнюю Кэти к нам направили ​​из психиатрического стационара. Она выпила упаковку обезболивающих таблеток после того, как ее «парень» убедил ее заняться сексом с ним. Он пообещал ей, что женится на ней, если она отдастся ему. Подчинив ее своей воле, он перестал звонить ей и не отвечал на ее звонки. Она чувствовала небывалую ярость и отчаяние. Не видя другого выхода, чтобы отомстить ему, она попыталась покончить с собой.

Когда этот человек обманул Кэти, она крепко связала себя обидой на него. Он отнял ее девственность – то, что она обещала отдать только мужу. Ее недоверие распространилось на всех мужчин, и она поклялась никогда больше не вступать в отношения.

Нас могут обмануть во многих сферах нашей жизни. Со всевозможными видами мошенничества можно столкнуться в почтовых службах, интернете и средствах массовой информации. Жулики обманывают доверчивых и невинных людей.

«Нечестно»

Становясь взрослыми, мы сохраняем детское умонастроение  ̶  сравнивать то, что получают другие, с тем, что получаем мы. Мы лишь выражаем наши чувства более изысканно. На работе мы обижаемся, если наш коллега получает повышение. Дома мы обижаемся, если у нашего соседа ребенок получает стипендию в колледже, а наш нет. Как взрослые, мы, может быть, и не кричим нашему начальнику или соседу: «Это несправедливо!», но затаиваем чувство обиды, которое тонко подтачивает наши отношения.

Недавно один наш клиент жаловался, что с ним всегда случается что-то плохое и жизнь вообще несправедлива. В конечном счете, он оспаривал беспристрастность своего Верховного Отца. Без духовного видения очень трудно принять опыт неравенства, который мы получаем в этом мире. Неравенство всегда контрастно. Если мы хотим изменить это настроение, то есть отношение к жизни, как к чему-то несправедливому, то лучше всего найти тех, у кого чего-то меньше, чем у нас.

Девушка-мусульманка Сади Гулистан вспоминает:

«Однажды, босая, не имея денег на обувь, я в полном унынии пришла к руководителю Куфы и увидела там человека, у которого не было ног. Я поблагодарила Бога, признавая Его милость, и стала терпеливее относиться к своим желаниям».

Нарушение границ

История Нормы — это история нарушения границ. У большинства людей есть сильно развитое чувство физических и психологических границ, сформировавшееся под влиянием культуры, в которой они выросли.

Чем больше мы понимаем нашу собственную уникальную психологию, тем больше мы можем практиковать контроль позитивных изменений в своей жизни. В этом разделе мы обсудим сознание жертвы и то, как его создает зацикленность на гневе и обиде.

Человек в сознании жертвы страдает, чувствует себя беспомощным и не способным контролировать ситуацию, в которой находится. Такие люди с фатализмом относятся к сложившимся обстоятельствам и редко прилагают большие усилия, чтобы изменить свое положение. Мы часто слышим, как они говорят: «Я всегда таким был. Я просто такой, какой есть».

Как мы становимся жертвами обиды

Важно понимать, как, цепляясь за обиду, мы превращаемся в жертву. Когда мы держимся за обиду, мы отказываемся от ответственности за то, что произошло в нашей жизни. Таким образом, мы обвиняем другого человека, или ситуацию, или даже Бога.

Когда мы обвиняем кого-то, это лишает нас силы. Как только мы сосредотачиваемся на  ком-то или чем-то вне нас как на источнике наших бед, мы теряем способность изменять нашу жизнь.

Негативные эмоции подпитываются нашим восприятием ситуации. Вопросы, которые мы задаем себе о нашей ситуации, определяют направление, в котором мы движемся по жизни. Вопросы «Почему я?» или «Чем я это заслужил?» удерживают нас в тюрьме сознания жертвы. Мы хотим задавать вопросы, которые помогут идти вперед и дадут нам возможность улучшить нашу ситуацию. Например, задайте себе такие вопросы: «Что я могу извлечь из этого?» или «Как я могу использовать эту ситуацию, чтобы помочь себе и другим?» Эти вопросы могут очень сильно повлиять на изменение нашего восприятия ситуации, в которой мы оказались, и, следовательно, на наши ощущения.

Обида эмоционально держит нас в прошлом. В нашем распоряжении ограниченный запас энергии. Мы много энергии тратим на физическое, умственное и духовное здоровье и на наш рост. Но если мы зациклены на обиде, на ее поддержание требуется большой объем энергии, и это истощает ее ресурсы, необходимые для здоровой прогрессивной жизни. Это похоже на то, как мы выделяем деньги на удовлетворение наших текущих и будущих потребностей. Если мы выплачиваем большой долг из прошлого, у нас может не хватить денег на удовлетворение наших неотложных потребностей, не говоря уже о будущих.

Закрытие счета обиды высвободит много энергии, необходимой, чтобы идти по жизни вперед.

Упражнение на личностный рост:

Как зацикленность на обиде влияет на вашу способность достигать личных целей?

Идентифицируйте свои чувства

Если вы выражаете лишь некоторые эмоции, которые испытываете из-за конфликта или другой неприятной жизненной ситуации, обида не уходит полностью и эмоциональное напряжение не ослабевает.
Запишите ваши чувства.

Начните с 1-го уровня : гнев, обвинение и обида:
«Я ненавижу, когда…»
«Это действительно заставляет меня сердиться…»
«Как ты мог…»
«Я так злюсь на тебя за …»
Не объясняйте свои чувства с помощью ума – выразите их из сердца.

Не редактируйте свои чувства, хотя вы можете подумать: «Но я не всегда так чувствую. На самом деле я не думаю, что он такой скверный». Пусть чувство выйдет из вас. Записав его, вы не даете ему скрыться в глубине сознания. Если его сейчас не идентифицировать, потом это невысказанное чувство может вырасти и привести к эмоциональному взрыву.

Записав свои чувства гнева и обиды, вы можете почувствовать уныние. Это сигнал, что нужно перейти на следующий уровень.

Уровень 2: боль, уныние и разочарование:
«Мне больно из-за того, что…»
«Мне так грустно, когда…»
«Я был так разочарован, когда вы…»

Уровень 3: страх, незащищенность и раны
«Боюсь, что…»
«Меня пугает, когда…»
«Это напоминает мне о…»

Уровень 4: сожаление, понимание и ответственность
«Мне жаль, что я…»
«Я не хотел…»
«Пожалуйста, простите меня за…»
«Я знаю, что иногда я…»
«Я понимаю, что ты чувствуешь…»

Уровень 5: намерения, решения и пожелания
«Я хочу…»
«Я обещаю…»
«Я надеюсь…»
«Давай попробуем…»

Уровень 6: прощение и признательность
«Спасибо за…»
«Я прощаю тебя за…»
«Ты такой…»

Dealing with Anger

Dealing with Anger

By Arcana Siddhi

The Core of Anger
In 1976 I had my first boil. Beneath my skin emerged a red swollen protrusion about an inch in diameter. The inflamed mound soon had a snowcap as the infection made its way to the top. Eventually it erupted through the skin and the infection came gushing out relieving me of the pain. For the next few days the discharge continued to drain out and the boil receded. I was glad to have it over with until a friend of mine asked me “did you get the core out?” Since I hadn’t gotten the core of the boil out, although it appeared to have completely healed over, it again became infected.

Moods or Mind States
We all experience different moods or “mind states” that can change throughout the course of our day. In a loose sense we are all multiple personalities.

It is very helpful to identify as many of these “parts” or mind states and be aware of how they can take charge at any given moment. Most people identify between 7 and 20 different parts—although some can identify more. Some universal mind states or “parts” that most people identify are the critical part—this part may be focused on criticizing everything you do or may focus on criticizing others (or both). Most everyone identifies one or more child parts. The child parts can be very needy and demanding generally corresponding to what they felt was lacking at a particular period of psychological development.

The Effects of Negative Emotions
The following is a dynamic example of this principle.   In the South Pacific and some parts of Africa, villagers practice a unique form of logging. If a tree is too large to be felled with an ax, the natives will convene at the site of the tree every morning for about 1 month. Every morning for maybe 30 minutes the natives will yell and scream at the tree. Predictably, after about 30 days of this screaming ritual, the tree falls over.

What Predisposes Us to Anger and Resentment

There are many conditions that create a favorable soil for anger and resentment to flourish. By understanding what conditions nurture anger and resentment, we can try and eliminate as many of these nutrients that sustain their growth and replace them with conditions that encourage internal serenity and peace.

Personality traits

Certain personality types are more prone to anger than others. Persons who need to be in control of situations and who demand cooperation and respect from others are more apt to respond with anger when others don’t want to follow their lead. Very unassertive personality types also are at greater risk of becoming angry due to not expressing their needs and wants to others. On a personality continuum, those persons who are overly assertive (aggressive) on one end and those who lack assertiveness on the other end, are more prone to have issues with anger than those who are more balanced in getting their needs met.

Another personality trait that invites anger is rigidity.   People who lack flexibility are generally intolerant and critical of other people and become easily angered. Their primary conflict resolution style is competitive wherein “I win, you lose.” They will rarely agree to collaborate unless forced by higher authority, and then it is done begrudgingly.

This personality characteristic is generally coupled with black and white thinking. There is a cognitive inability to see shades of gray. This can lead to fanaticism. In very extreme cases this can lead to a desire to exterminate anyone who doesn’t believe the same way they do.

Impatience is another trait that predisposes us to anger and resentment. We live in a fast paced society and many of us suffer from the inability to wait for things. The whole culture thrives on our inability to delay gratification. The credit card economy, buy now and pay later epitomizes this mentality.

Personality is how we think and feel about our external conditions and how we respond to such circumstances as a result of our perceptions. Personality is the mentality we have acquired from our subtle body, which is a repository of images from our behaviors and thoughts, not just from this one lifetime, but many life times.

Attachment

There are healthy and unhealthy attachments in this world. Many of the clients I see in therapy have unhealthy attachments. Everything here in this material plane of existence is temporary, so loss is part of our human experience. Grieving is a natural response to loss. There are stages we go through in accepting any loss. Elisabeth Kubler Ross in her work with dying patients identified 5 stages that a person goes through when diagnosed with a terminal illness. These include denial, anger, depression, bargaining with God and acceptance. Depending on the degree of the attachment, we go through a similar process with many of the losses we experience.

The propensity for this intense attachment is often seen very early on in a child’s development. Young children who have a very difficult time accepting limits and who throw themselves on the floor with fury upon hearing the word “no”, often are the middle- school age children who are referred to mental health services with anger control problems. They are the children who get into lots of fights when they don’t get their way. And predictably these children often grow up into angry adults.

Taking on too much/ stress

I recently received an e-mail from a close friend. She became inspired to invite all of her friends to her house for Thanksgiving. Aside from inviting her friends, she extended invitations to all of her friend’s relatives as well. In a mood of service she set out to cook a Thanksgiving feast to this large group. But as the day went on, she felt more and more stressed with her undertaking.   She started to feel resentment towards her friends for not helping her with the cooking. By the time dinner was to be served, my friend’s anger was smoldering. Unable to contain her displeasure, Joanne’s feelings fumed out with a barrage of insults and accusations. Joanne’s predominate nature is very gentle and sweet, so her friends were baffled by this out of character behavior.

This is particularly challenging to personality types that want to please others and have a hard time saying no.

When I was 21 years old I was a graduate student at University of Maryland. I had a part time job at the counseling center teaching assertiveness training groups. Most of the participants were young housewives who were experiencing resentment in their marriages due to their lack of assertive skills. They felt it was wrong to express any negative feelings like anger to their husbands. So instead of expressing their feelings, they ignored them and in more extreme cases, repressed them.

In my experience repression is similar to sinking an object, such as a dead body, into the ocean that later floats back to the top. The memory of the event and the emotion are pushed into the subconscious, but often the emotion finds its way back into the conscious mind without the memory of the event that created the feelings. Later the memory may also surface, but until that time the person is left with one or more free floating emotions such as anger, anxiety, depression, or fear.

Avoidance of emotions and repression is not a good way to deal with uncomfortable feelings and memories. Rather, they should be dealt with in a healthy, growth productive way.

Expressing our feelings in a respectful manner to others allows us to direct the anger energy outward rather than pushing it down inside. It releases the tension and allows for resolution to take place.

Ellen one of the group participants was very introverted and feared being rejected by others. This fear made it very difficult for her to express her true feelings about most anything.

Unmet expectations

We all have certain expectations of others and ourselves. Many of these expectations come from our family of origin. Often times young couples get married and each one has a preconceived set of expectations for the other spouse based on how things were between their parents. Sadly, many of these expectations are never verbalized and when they go unmet in the marriage, they create feelings of anger and resentment. My husband and I have counseled many couples where the primary source of anger and resentment was unmet expectations.

Anger often masks sadness, disappointment and hurt. It becomes like a protective armor shielding us from having to face more painful feelings. Anger can become an addictive emotional response similar to a drug or alcohol. When we cut ourselves off from feeling uncomfortable and hurtful feelings, we also cut ourselves off from the emotional growth that comes with having to cope with sadness and disappointment.

We also have societal expectations based on the culture we are raised in. We expect to be treated fairly, we expect to have our rights protected, and we expect justice to prevail. When individuals or groups are discriminated against and these basic rights are violated, the predictable response from resentment is aggression. In the 60s riots broke out in American cities as a backlash to a century of mistreatment towards African American citizens.

Terrorism is a heinous modern method for disenfranchised individuals or groups to retaliate for perceived wrongs. Rageful terrorists target innocent people in an effort to create intense public fear. These tactics may have some short term effect for the perpetrators, but violence against innocent people is never sanctioned and such strategies will only bring more suffering to the aggressor.

All anger triggers ultimately stem from unmet expectations. We expect people will treat us in a certain way. We expect that the drama of our life will unfold in a particular way.   A person who has a very realistic vision of the world has more reasonable expectations.

Frustration

Anytime we attempt to accomplish something within this material plane of existence there is bound to be obstacles on our path. We have to deal with others who may move at a slower pace or see things differently than we do. We also have to deal with different types of modern technology, some of which can waste endless hours of our time due to some glitch or because of the complexity of learning how to use the product.

Being cheated

When someone takes advantage of our trusting nature and exploits us, we can easily be cheated. Kathy, an 18–year-old client was referred from the psychiatric inpatient unit. She had taken a bottle of Tylenol after her “boyfriend” convinced her to have sex with him. He promised her that he would marry her if she gave her body to him. Shortly after submitting to his desire, he stopped calling her and wouldn’t answer her calls. She felt unprecedented rage and despair. In a desperate measure to get even with him, she tried to end her life.

Months after being taken advantage of in this way, Kathy held tight to her resentment toward her old boyfriend. He had taken her virginity, something she had promised to give only to her husband. Her feelings of mistrust extended out to the entire male population and she vowed to never get involved in a relationship again.

We can be cheated in so many arenas of our life. Scams of every description plague the postal service, the Internet and multimedia. Cheaters prey off trusting and innocent people.

“No Fair”

As adults this mentality of comparing what others are getting with what we are getting, continues. Perhaps we become a little more sophisticated in expressing our feelings. At work we can become resentful if our colleague gets a promotion or a raise. At home we can become resentful if our neighbor’s college-bound child gets a scholarship and our child doesn’t.   As adults we may not scream “no fair” at our boss or neighbor, but we can nurture resentful feelings that can subtly undermine our relationships.

Recently a client was complaining that bad things always happen to him and life just isn’t fair. Ultimately, he was challenging the partiality of his supreme father. Without a spiritual perspective, it is very difficult to accept the perceived inequalities that exist in this world. The law of contrast will always be there. If we want to change our “no fair” attitude, than we can look for those who have less than us.

From Sadi The Gulistan:

Once, when my feet were bare, and I had not the means of obtaining shoes, I came to the chief of Kufah in a state of much dejection, and saw there a man who had no feet. I returned thanks to God and acknowledged his mercies, and endured my want of shoes with patience.”

Violation of Boundaries

Norma’s story is a of violation of boundaries. Most people have a strong sense of physical and psychological boundaries, both of which are strongly influenced by the culture they are raised in.

The more we understand about our own unique psychology, the more control we can exercise in making positive changes in our lives. In this next section we discuss victim consciousness, and how holding onto anger and resentment creates this.

A person in victim consciousness perceives that they are helplessly suffering and have no control over their situation.   They have a fatalistic attitude about their circumstances and rarely put forward much effort to transform their situation. We often hear them say such things as “This is the way I’ve always been. It’s just who I am.”

How we become victimized by resentment

It is important to understand how holding onto to resentment make us a victim. When we hold onto resentment, we are abdicating responsibility for what happened in our lives. We thus blame another person or the situation – or we even blame God.

Blame strips us of our power. As soon as the focus is on someone or something outside of ourselves as being the source of our distress, we lose the ability to make changes that could transform our lives.

Negative emotions are fueled by the way we perceive our situation. The kinds of questions we ask ourselves about our circumstances determine the direction we move towards in life. Questions such as “Why me?” or “What did I do to deserve this?” keep us imprisoned in victim consciousness. We want to ask the kind of questions that will help us move forward and will empower us to improve our situation. For example, ask such questions, “What can I learn from this?” or “How can I use this situation to help myself and others? These questions have enormous potential to change how we perceive our condition and thus how we feel.

Resentment keeps us emotionally rooted in the past. We have a limited supply of energy at our disposal. We have so many units of energy to expend on our physical, mental and spiritual health and on our growth. Keeping resentment alive requires a large output of energy, and this drains us of the resources for a healthy progressive life.   It is similar to allocating money to take care of our current and future needs. If we are paying off a large debt from the past, we may not have enough money left to meet our immediate needs, what to speak of our future requirements.

Closing the resentment account will free up a lot of needed energy that we can then use to go forward in lives.

Personal Growth Exercise:

How does holding onto resentments affect your ability to accomplish personal goals?

Identify Your Feelings

When you express only some of the emotions you feel from a conflict or upset in your life, the resentment never gets fully resolved and the emotional tension can’t be released.

Start with level 1: Anger, blame and resentment:
I hate it when…..
It really makes me angry…..
How could you…..
I am so mad at you for….

Don’t explain your feeling from you head –express them from your heart

Don’t edit your feelings. Even though part of you might be thinking, “But I don’t always feel this way. I don’t really think he’s a jerk.” Let it out. By writing it out, you won’t push it down to make it an even bigger feeling to explode later.

After you write your feeling of anger and resentment, you might start to feel sadness. This is a signal to go to next level:

Level 2: Hurt, sadness and disappointment:
It hurts me that…
I feel so sad when…
I felt so disappointed when you…

Level 3. fear, insecurity and wounds
I’m afraid that…
It scares me when…
It reminds me of..

Level 4: regret, understanding and responsibility
I’m sorry that…
I didn’t mean to…
Please forgive me for…
I know sometimes I…
I understand that you feel…

Level 5: Intentions, solutions and wishes
I want to …
I promise to …
I hope that…
Let’s try…

Level 6: forgiveness and appreciation
Thank you for…
I forgive you for…
You are so…

Comments

  1. Raj Rohith says:

    HK GR8

Speak Your Mind

*